ГРИМУАРЫ

Прoсмoтрoв:
209
Кoммeнтaриeв:

ГРИМУAРЫ
В пoзднee Срeднeвeкoвьe вся Eврoпa былa oxвaчeнa пoгoнeй зa мaгичeскими тaйнaми и мистическими откровениями. Маги и алхимики стремились постичь все секреты природы, научиться превращать свинец в золото и жить вечно.

Кладезем тайных премудростей были гримуары — трактаты о сверхъестественном, которые часто имели весьма загадочное происхождение. Авторство самого известного и авторитетного из них приписывалось библейскому персонажу — царю Соломону.

Магией люди интересовались и пытались заниматься всегда. Но именно позднее Средневековье стало временем, когда Европа буквально сошла с ума в погоне за магическими тайнами и оккультными секретами.

Алхимики и маги жили при дворах большинства европейских государей. Император Священной Римской империи Рудольф II во второй половине XVI века превратил Прагу (имперскую столицу того времени) в настоящий центр магии и алхимии.

Император и сам был не чужд тайных наук и, кроме того, оказывал радушный прием каждому, кто мог складно говорить о движении небесных тел, секрете превращения металлов друг в друга, создании искусственного человека — гомункула или эликсире бессмертия.

При этом оккультная наука действовала не по тем же законам, что современная. Если сейчас выше всего ценятся новейшие достижения, то в средневековой алхимии — чем древнее было знание алхимика, тем выше был его авторитет и ценнее услуги. Но свое вдохновение средневековые маги, как и современные ученые, черпали прежде всего в книгах.

Существовал специальный тип книг, предназначенных для постижения запретных тайн. Назывались такие трактаты гримуарами и были очень разными: некоторые представляли собой сборник рецептов магических зелий, некоторые — посвящены проблеме поиска философского камня, способного решить разом все проблемы. Есть гримуары, которые до сих пор до конца не расшифрованы, и их точный смысл остается загадкой.

Одной из самых популярных тем, которой были посвящены гримуары, — вызов различных сверхъестественных существ. Как ни боролась католическая церковь с колдовством и чернокнижием, но люди веками массово верили, что заключить контракт с могущественным демоном — это отличный вариант для того, чтобы счастливо устроить свою жизнь.

Правда, делать это, разумеется, нужно было по всем правилам. Вот эти-то правила и были изложены в гримуарах: как правильно вызвать демона, как подчинить его своей воле, как строить разговор и как добиться желаемого.

Кто же писал эти таинственные книги? Главным образом, конечно, сами чернокнижники. Но очень редко они подписывались своим настоящим именем, ведь за игры с демонологией, в конце концов, можно было нажить серьезные неприятности.

Гермес Трисмегист

Поэтому авторство приписывали более высоким авторитетам. Например, Гермесу Трисмегисту — вымышленному богослову, который, как считалось, обладал исключительной мудростью и был причастен ко всем тайнам. А порой поступали проще — авторами гримуаров делали библейских царей и пророков, например, Моисея или Соломона.

Для алхимиков царь Соломон был не просто библейским персонажем, автором мудрых притч, Книги Екклесиаста и Песни песней. Поклонники оккультных наук были уверены, что он обладал могущественной магией, позволявшей повелевать демонами.

Аналогичные мотивы есть в исламе, где Соломон (Сулейман ибн Дауд) является повелителем бесчисленных полчищ джиннов, выполняющих любые его приказы. Поэтому ничего удивительного, что один из самых известных дошедших до нас гримуаров носит название «Ключ Соломона» и почти полностью посвящен именно демонологии.

Царь Соломон в преклонных летах / Поль Гюстав Доре, XIX век

«Ключ Соломона» — это сборник, содержащий несколько трактатов, никак не связанных друг с другом и, вполне возможно, даже написанных разными авторами. Средневековые маги, впрочем, верили, что все они написаны Соломоном, просто в разное время.

Кроме того, выделяют «Большой ключ Соломона» и «Малый ключ Соломона». «Большой ключ» — более ранний гримуар, написанный ориентировочно в ХIV-ХV веках. Он интересен тем, что автор всячески подчеркивает свою приверженность христианской церкви.

Все манипуляции с вызванными духами осуществляются посредством призывов к Богу и, как подразумевается, с помощью Божественной силы. Перед началом магических процедур рекомендуется исповедоваться в грехах, иначе Бог может не прийти на помощь грешнику.

«Большой ключ Соломона» послужил источником вдохновения для «Малого», который иногда называют «Лемегетон». Этот гримуар частично написан в XVI веке, но полностью оформился уже к середине XVII столетия. «Малый» он только по возрасту, по размеру же, наоборот, превосходит «старшего брата».

«Малый ключ Соломона» состоит из пяти частей, каждая из которых — самостоятельный трактат. Нет никакой уверенности, что все они написаны одной рукой, и уж тем более, что царь Соломон имел хоть какое-то отношение к созданию хотя бы одного из них. Но при этом впечатляет колоссальная работа, проделанная создателем (или создателями) гримуара.

Первая книга «Малого ключа» называется «Гоетия». В ней содержатся описания 72 демонов, которые были заключены Соломоном в медный сосуд. Сосуд он бросил на дно озера. Там его нашли вавилоняне и, думая, что внутри золото, разбили.

Демоны вызвались на свободу и разлетелись по всему свету. Именно этих потусторонних «гостей» пытались вызвать и подчинить своей воле средневековые маги. А «Гоетия» должна была помочь им лучше понять, с кем они имеют дело. Трактат содержит довольно подробные инструкции по вызову демонов и управлению ими.

Во второй книге под названием «Теургия Гоетия» перечислены духи воздуха. Они в плену у Соломона не томились и не относятся к силам зла. «Эти духи по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их добрая, другая — злая. Ими управляют князья, каждый из которых живет в одной из четырех частей света», — написано автором гримуара.

Третья книга называется «Арс Паулина», и некоторые исследователи полагают, что это напрямую связано с именем апостола Павла. Содержание ее еще более удивительно, чем у первых двух. На этот раз магу предлагают научиться повелевать ангелами.

Ангелы, по мнению автора гримуара, повелевают дневными и ночными часами, а также знаками зодиака. При этом каждый из них имеет в подчинении сонмы духов, которых тоже можно вызывать и подчинять. Этот причудливый сплав астрологии и христианства проиллюстрирован многочисленными изображениями печатей, с помощью которых можно вызвать различных ангелов, в том числе и ангела-хранителя.

Название четвертой книги «Малого ключа» имеет явную связь с арабским миром — «Арс Алмадель». Таинственный Восток всегда считался в Европе настоящей кладовой оккультного знания. Так что без отсылок к сарацинам обходились лишь некоторые гримуары. Речь в книге тоже идет об ангелах, обитающих в «одном из четырех зодиакальных миров».

Пятая книга под названием «Арс Нотория» заметно отличается от всех остальных. Она практически полностью состоит из различных воззваний непосредственно к Богу, которого просят дать силу и защиту.

«О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром — подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь», — говорится в гримуаре.

Эту часть «Малого ключа Соломона» считают самой древней. Похоже, она была создана еще в XIII веке. Скорее всего, это вариант текста, на который опирался автор «Большого ключа». Все-таки изначально маги пытались действовать именем Бога, хотя и в обход церкви. Идеи о подчинении демонов, духов и ангелов появились позднее.

Специалисты, как историки, так и те, кто называет себя магами в наши дни, до сих пор спорят о том, кто и когда написал «Ключ Соломона» и есть ли в этом гримуаре что-то, кроме фантазий о всемогуществе. Совсем недавно было осуществлено первое полное академическое издание «Малого ключа». Но сколько загадок еще таит в себе этот древний текст?