Гейши и майко

Прoсмoтрoв:
4209
Кoммeнтaриeв:
6+1

В этoм мaлeнькoм пoстe прeдстaвлeны фoтoгрaфии мaйкo – учeниц гeйш, и нeбoльшиe oтрывки из книги “Гeйшa” Лизы Дэлби, изучaвшeй жизнь общин гейш Киото изнутри.
Гейшу сами японцы считают “самой японской” из всех других групп населения Японии.
Главная задача гейши – тешить мужское самолюбие. Это её основное призвание.
Искусство гейши складывается из знания этикета, манеры разговаривать, умения держаться, владением искусствами классического танца, пения и музыки.

Майко на больших, торжественных банкетах ведут себя скромно. Как гейши-ученицы, они ещё изучают своё искусство, у большинства ещё нет достаточного опыта и умения, без чего невозможно чувствовать себя непринуждённо среди важных общественных мужей. Им не требуется блистать остроумием, они просто сидят паиньками, словно раскрашенные прелестные куколки. Прекрасно, если майко сможет быть не только красивой, но и умной в общении, но правила не требуют от неё умения поддерживать за столом беседу. Это дело гейш постарше. Японские мужчины привыкли, что женщины их обслуживают.

На банкете с участием гейш их главное внимание сосредоточено на ухаживании за лицом, занимающим почётное место. Когда гейши разместятся среди гостей по всему залу, произносится первый тост, и банкет начинается. Гейши на протяжении всего вечера постоянно перемещаются между гостями, но внимание они уделяют им не одинаковое. Каждая из гейш в какие-то моменты должна обязательно побыть возле почётных гостей. Как только это место оказывается незанятым, одна из гейш тут же направляется туда.
Всё искусство гейши состоит в том, чтобы точно знать, куда и когда ей подойти.

Различия между проституткой и гейшей существуют испокон веков. Теоретически гейша никогда не считалась проституткой, и представление гейш не предполагает секса в конце сеанса.
Профессионалками в области секса выступают юдзё, японские куртизанки, которых действительно детально и на практике обучали “тайному искусству спальни”.
Из долгих часов, что мужчины в прежние времена проводили в кварталах удовольствий, только краткие мгновения были посвящены сексу. Основное время отдавалось общению – дружеским застольям, поэзии, щёгольству, пению, танцам. Притягательность таких кварталов заключалась в возможности поволочиться и поухаживать, в тяге к чему-то прекрасному.

Первые гейши вышли на сцену таких гулянок с участием юдзё в самом начале 17-го века и были они мужчинами – шутами и барабанщиками. Они смешили своей весёлой болтовнёй и шутками юдзё и их клиентов. Это были комедианты и музыканты, ставшие неотъемлемой частью застолий и вечеринок. В 1751 году появилась первая “барабанщица-женщина”, получившая название гейко, как и сейчас называют гейш в Киото. К 1800 году гейшами остались только женщины.

Слово “гейша” буквально означает “художник”, со второй половины 18-го века вошло составным компонентом в целый ряд понятий, обозначающих род занятий для женщин в сфере развлечения и обслуживания: сиро (белая) гейша означает женщину, которая просто выступает перед публикой; кидо (ворота) гейша стояла при входе в помещение, где происходит представление, и зазывала зрителей игрой на сямисэне. В 70-е годы 18 века молодые танцовщицы в феодальных городах стали называться мати гейшами (городская гейша), в отличие от гейш, которые появились в кварталах разрешённой проституции тех городов, где это ремесло получило особо широкое распространение. Гейшам, работавшим в таких кварталах, запрещалось спать с посетителями юдзё-куртизанок. В 1779 году ремесло гейши было объявлено самостоятельной женской профессией, для разработки правил которой и наблюдением за тем, как эти правила соблюдались, было образовано специальное учреждение. Гейши не могли носить слишком яркие кимоно, навешивать на себя драгоценности и украшать причёску гребнями и заколками. Им нельзя было садиться рядом с гостями, нельзя было предлагать себя в качестве юдзё любым другим способом.
Статус мати гейши был менее чётким. Среди них были такие, которые могли “даровать подушку”, и такие, которые делать этого не смели.

В 1957 году официальная проституция в Японии была отменена, но гейш не тронули – к этому времени гейши уже считались скорее виртуозами развлечения мужчин для поднятия их самоуважения и чувства собственного достоинства, нежели мастерицами альковных развлечений. Во второй половине 20-го века гейша, хоть и сохраняла за собой право стать любовницей и другом какого-нибудь одного богатого, щедрого и влиятельного господина, но на неё всё больше смотрели как на хранительницу старинных традиций.

Шестидесятые годы 19-го века стали своего рода золотым веком гейши. Атмосфера непринуждённости, создаваемая гейшами в чайных домиках, резко отличалась от обстановки борделей. Куртизанки на их фоне много проигрывали и смотрелись потрёпанными, в то время как гейши одевались по последней моде, а часто просто выступали законодательницами женской моды. Если обитательниц публичного дома интересовали только деньги, то у гейши была душа, она могла быть преданным другом и умела ценить галантность. В то время в общественном плане всё большее значение приобретали вкус женщины, её изящество и благородство; у гейши всё это было. Рискуя жизнью, гейши Киото спасали своих любовников, выступавших против могущественной власти, и тем самым доказали преданность и отвагу. Когда дело противников режима победило, они стали национальными героинями и создали яркий, романтичный образ, получивший позднее название мэйдзи гейша.

К 1875 году, после переезда правительства в Токио, жизнь в Киото затихла, и мэр города придумал, как возродить роль знаменосца духовной жизни: он решил проводить весенний фестиваль, приуроченный к цветению сакуры, чтобы привлечь туристов со всей Японии. Гвоздём программы фестиваля стали выступления танцевальных ансамблей гейш всех трёх общин города.
С 1952 года праздник “Танцы вишни” проводятся ежегодно.

Девяностые годы 19-го века были для гейш временем широкой популярности и процветания. Писатели того времени сочиняли рассказы, в которых гейши предстали в глазах общественности смелыми и романтичными героинями. В народе зародилась ностальгия по временам Эдо, которые были ещё совсем недавно, и гейша, “носительница духа Японии” купалась в волнах всеобщего поклонения. Некоторые гейши стали предметом обожания, их жаркие поклонники бросились собирать портреты кумиров. Подростки бредили этими красотками, как их сверстники другого поколения будут сходить с ума по звёздам экрана. К 1898 году в Японии насчитывалось 25000 гейш.

В конце 20-х годов 20 века японской женщине захотелось выглядеть современной. А быть современной означало не что иное, как обладать вещами с Запада, импортными или стилизованными под европейский образец. “Западный стиль” считался современным, а “японский стиль” оказался вышедшим из моды. Это поставило важнейшую проблему перед гейшей: до этого момента она была авангардом, носительницей всяких новых веяний в быту и в искусстве, образцом социальной добродетели.

В последний период эпохи Эдо гейши и актёры кабуки стали настоящими законодателями моды в японском обществе. Рютэи Танэхико, автор нашумевшего романа “Гейша: книга тигра”, замечает, что стоит гейше выйти в кимоно медового цвета с рисунком сот – все горожанки тут же кидаются шить себе такое же. Все популярные мелодии и песенки, какие можно было услышать в городах и окрестностях, создавались талантливыми гейшами. На гравюрах того времени, которые получили широкое распространение и, словно картины Тулуз-Лотрека, ярко отражают дух своей эпохи, очень часто изображались именно гейши и всевозможные сценки в кварталах удовольствий.

В то время как проститутки, запертые в закрытых кварталах, придерживались довольно однообразного стиля одежды и поведения, гейши даже в рамках традиционной японской моды старались перещеголять друг друга новизной и свежестью нарядов. Когда же в Японию пришло западное платье, всё переменилось. Пытаясь следовать моде, гейши начали носить короткую стрижку и завиваться, и кое-кто перестал считать их гейшами.

Лет десять-пятнадцать они старались сохранить своё лидерство в быстро меняющейся моде, даже когда её повороты были очень крутыми. Это был период экспериментирования. Путём проб и ошибок гейша пришла к выводу, что, гонясь за модой и стремясь быть современной, она теряет то специфическое, что, собственно, делает её гейшей. Именно тогда произошёл резкий перелом в профессиональном характере и социальном положении гейши: из законодательницы моды она превратилась в хранительницу традиций. Благодаря этому консерватизму профессия гейши существует по сей день.

Куплет песенки коута из репертуара гейш:

Встреча, прощание,
Новая встреча.
То долгая разлука,
То снова вместе –
Такова наша жизнь.

Ссылки на предыдущие посты по японской теме:
Воспоминание о лете в Японии
Япония 1
Япония и Дзен
Дети Индиго — Японская молодёжная мода
Искусство Японии
Самурайские замки Японии. Путь Самурая.
Сады Японии
Япония II Путь Самурая. Книга II