Фотожурналист из Бангладеш дает голос безгласным

Прoсмoтрoв:
273
Кoммeнтaриeв:
2

Aкaш — oдин из сaмыx прoфeссиoнaльныx фoтoгрaфoв Бaнглaдeш. Oн спeциaлизируeтся нa сoциaльнoй фoтoгрaфии, рaсскaзывaя в свoиx снимкax о жизни беженцев, секс-работниц, детей, занятых тяжелым трудом. Его последний проект посвящен детям Бангладеш, которые трудятся на тяжелых работах на заводах и фабриках, получая примерно в 10 раз меньше взрослого — от $4 до $8 в сутки.

«Я хотел стать фотожурналистом с детства, — рассказывает Акаш. — Но в Бангладеш такой профессии просто не существовало. Меня постоянно критиковали. Когда я работал с гей-сообществом, меня называли геем; когда я фотографировал секс-работниц — на меня показывали пальцем. Когда я снимал детей-работников, мне говорили, что я торгую нищетой. А я лишь хотел показать людям правду».

«В 1996-м, когда я только начинал, мать говорила мне: «Когда тебе будет нечего есть, твоя мечта быстро испарится», — вспоминает Акаш. — Действительно, если ты хочешь ездить на «феррари», документальная фотография не для тебя. Но я не жадничаю: из своей работы я знаю, что люди, не имеющие ничего, могут быть счастливыми, а богачи — несчастными».

«Сегодня ситуация с фотографией в Бангладеш изменилась, — говорит Акаш. — Если раньше, когда я начинал, никто не понимал, чем я занимаюсь, то сегодня, наоборот, множество людей хотят стать фотографами. Конкуренция так высока, что многие новички предлагают свои снимки газетам и журналам бесплатно, только чтобы заработать себе имя. В итоге заработать этой профессией стало, наверное, еще сложнее».

«У меня не было в этой индустрии покровителей, не было тех, кто помогал мне в карьере, — говорит Акаш. — Я сам пробивал себе дорогу, веря, что, если я буду предан своей профессии, то и она не предаст меня. И у меня получилось — только благодаря тяжелой работе и любви к фотографии. Я был более чем в 50 странах, но, что еще важнее, я сумел пройти пешком по тысячам безымянных улиц. Сегодня мои работы публикуют ведущие издания мира, я получил, наверное, сотни профессиональных наград».

В 2013 году Акаш основал в Бангладеш некоммерческую организацию «Институт фотографии «Первая вспышка». Здесь он дает уроки и мастер-классы по фотографии для всех желающих, а взимаемую с учеников плату — впрочем, не очень высокую, — тратит на бесплатные классы для детей из бедных семей, не имеющих другой возможности получить образование. Сегодня в его школе учится 160 детей с 1 по 5 класс, с ними работают 10 учителей. Еще 500 школьников Бангладеш получают от Акаша стипендии, благодаря которым они могут продолжать образование.

«Делая снимок, ты заходишь на территорию, где тебя не знают и не ждут, — говорит Акаш. — В начале карьеры, приходя на съемки, я каждый раз чувствовал себя так, будто пересекаю красную черту. Неважно, куда ты заходишь, — на фабрику, в старый дом или в бордель, все равно люди смотрят на тебя с настороженностью».

«Для того, чтобы сделать хороший снимок, ты должен почувствовать себя комфортно в том месте, которое ты снимаешь. И герои твоей фотографии должны почувствовать к тебе доверие. Тогда они не будут отказываться от съемок, отворачиваться, позировать в неестественных позах. Между вами возникнет что-то вроде дружбы, и вы будете доверять друг другу».

Одна из самых ярких серий Акаша — «Рожденные работать», про детей, которые с малолетства трудятся на тяжелых работах за гроши. «Когда я вижу их, я как будто слышу вопросы: «А ты бы согласился отправить на это место своего ребенка? А если нет, может быть, ты сможешь что-нибудь сделать для нас?» — рассказывает Акаш. — Я видел много таких детей в Бангладеш, и именно такие вопросы заставили меня начать мой фотопроект. Я делаю его уже 15 лет. На таких работах дети мгновенно взрослеют уже к 5 годам. Ранняя зрелость — единственное, что помогает им выжить. Они работают на текстильных фабриках, на производстве кирпича, в кожевнях, на угольных шахтах, на производстве сигарет, на свалках — на любых тяжелых и опасных работах. Для большинства из них джинсы и рваная рубашка — единственная одежда, а банан с куском хлеба — праздничная трапеза. В Бангладеш работают 7,8 миллионов детей, и эта ужасающая ситуация заставляет меня искать хоть какой-то способ, чтобы помочь им».

«Вчера я не нашел никакой еды. Я лег спать голодным. А сегодня мне повезло — я нашел испорченный хлеб. Мои ботинки, одежда, еда — все с этой свалки. Ты, наверное, хочешь спросить меня, не беспокоит ли меня запах? Да я здесь родился! Меня бросили на свалке после рождения, так что ее запах — для меня запах дома. Это мой дом, а птицы и собаки — моя семья», — так рассказывает о своей жизни герой этого снимка, 10-летний Абу.

«Нет, теперь я не хожу в школу. Мне пришлось выбирать между школой и возможностью заработать на хлеб, накормить мать и младших братьев. Мой отец умер в прошлом году от сердечного приступа прямо здесь, на фабрике, рядом с горном, где он плавил металл. Здесь страшно жарко, никто не сможет здесь работать без привычки. Он был очень сильный и привык работать в жаре. Он много работал ради нас. Никто не верил, что он может умереть от этой жары. После смерти отца я получил его работу. Я работаю тем же молотком, на том же станке. Но я не такой сильный, как он. Я все время уставший, голодный и хочу спать. Я скучаю по школе, по играм с друзьями, по купанию в нашей речке у дома. Когда было жарко, папа покупал мне разноцветное мороженое. Я ужасно скучаю по этому мороженому здесь, на фабрике, в этой ужасной жаре. У меня есть дядя, который иногда покупает мне мороженое и помогает с работой, когда я не могу справиться. Он всегда говорит: «Мы нужны друг другу». Я хочу стать таким, как он. Я хочу сделать так, чтобы у людей не было столько несчастий», — Рони.

«Возможность рассказать истории тех, у кого нет своего голоса, поведать миру их истории придает смысл моей жизни, — говорит Акаш. — Когда я вижу страдания людей — секс-работниц, беженцев, детей, занятых на тяжелых работах, — я чувствую необходимость показать людям то, что происходит на их глазах. Хотя и самому мне тяжело на это смотреть, а от их историй иногда болит сердце».

«Когда я вижу, как тяжело приходится этим детям, я словно застываю, и иногда даже чувствую, что не в силах нажать на спуск. Но их мужество и способность веселиться даже в мире страданий придает мужества и мне, — говорит Акаш. — Сила духа шестилетнего ребенка, который работает, чтобы накормить больную мать, поддерживает меня в том, что я делаю».

«В этих снимках я пытаюсь воплотить страдание в картинках, — говорит Акаш. — Это мой способ рассказать, донести, установить связь, заставить увидеть и услышать. Я считаю своей миссией как фотографа показывать людям то, чего они не видят рядом с собой. Иногда, видя, что год за годом ситуация не меняется, я ощущаю депрессию и ненависть к происходящему. Я всего лишь фотограф, но я хочу изменить к лучшему хотя бы несколько жизней. Поэтому я стал помогать детям из бедных семей, бездомным и пожилым людям, оставшимся без поддержки».

«Много лет я занимаюсь темой детского труда. Я видел множества ситуаций, когда детей продавали меньше, чем за доллар в день, и больше ими никто не интересовался. Однажды 8-летний мальчик, работающий на производстве воздушных шариков, сказал мне: «Я взял несколько испорченных шариков для младшей сестренки. А у меня нет времени играть. Мне хватает времени только на то, чтобы помогать родителям». Тогда я понял, что должен помочь таким, как он. Я верю, что своей работой мы можем изменить мир к лучшему. Меня вдохновляют слова Хелен Келлер: «Я — только человек, но все же человек. Я не могу сделать все, что нужно, но кое-что все же могу, и не откажусь от мысли сделать то, что в моих силах».

«Я делюсь своими фотографиями с людьми — и они откликаются. Я каждый день получаю письма: «Вы изменили мой взгляд на мир. Спасибо вам!» или «Увидев ваш снимок, я проплакала полночи. Что я могу сделать для этой храброй женщины?» Иногда один снимок приносит мне сотни благодарностей, откликов и молитв. Это значит для меня больше, чем любое профессиональное признание. Я верю, что мои фотографии могут тронуть души, изменить жизнь, подвигнуть людей помогать ближним».

«Я хочу изменить жизнь каждого, кто стал героем моей фотографии», — говорит Акаш.

«Я считаю своим долгом как фотографа наводить объектив на лишения и страдания, подавать руку помощи тем, кому некому помочь и кто погибает без поддержки. Я всегда буду стараться показать красоту человеческой души».