Египет II. Гиза. Каир. Пирамиды. Сфинкс. Египетский музей. Исламская архитектура.

Прoсмoтрoв:
3706
Кoммeнтaриeв:
13

Бoльшoe путeшeствиe пo Нилу.

Eгипeт II. Гизa. Кaир. Пирaмиды. Сфинкс. Eгипeтский музeй. Ислaмскaя aрxитeктурa.

Музыкa:

Чтoбы прoслушaть фaйл устaнoвитe Flash Player и включитe пoддeржку JavaScript.

Для тoгo чтoбы скaчивaть фaйлы зaрeгистрируйтeсь либо авторизируйтесь на сайте.

Примерно 5000 лет назад Гиза стала некрополем фараонов. Менее чем за сто лет египтяне построили здесь три комплекса пирамид, служивших, как считается, гробницами правителей Египта. Каждая пирамида сопровождалась комплексом заупокойного храма, действующим на протяжении многих лет после смерти фараона. В пирамидах-спутниках меньшего размера, а также в гробницах-мастабах хоронили родственников и придворных, которые таким образом приобщались к могуществу фараона и после смерти.

Саккара. Ступенчатая пирамида Джосера.

Саккара выросла как царский некрополь чуть западнее Мемфиса — столицы Древнего Царства (2686 – 2181 гг. до н.э.). Некрополь – город мёртвых достигал 7 км в длину. Как начали копать в 1851, так копают регулярно до сих пор и очень часто удачно.

Ступенчатая пирамида Джосера — прототип пирамид Гизы и всех последующих. Это поразительное сооружение в XXVII веке до нашей эры построил для фараона III-ей династии Джосера его Великий Архитектор и Зодчий, верховный жрец Имхотеп. Это был небывалый шаг в истории архитектуры. Раньше царские гробницы в Египте строились как подземные помещения с невысокими плоскими мастабами из кирпича-сырца в наземной части. Великий новатор Имхотеп поставил друг на друга шесть мастаб (не из кирпича-сырца, а из камня), каждая последующая – меньше предыдущей. Ансамбль сооружений вокруг был обнесен стеной из тщательно обтёсанного известняка высотой 10,5 метра и включал широкие открытые дворы, павильоны, склепы и храмы.

Дашур. Ломаная Пирамида.

Дашур, район пирамид в глубокой пустыне, имеет огромное значение в истории их строительства. Две пирамиды периода Древнего Царства принадлежали фараону Снофру (2613-2589 гг. до н.э.) из IV династии – отцу Хеопса, построившего Великую пирамиду.
Хронологически они стоят после Саккары и Мейдума и перед Гизой и Абу-Сиром.

Ломаная пирамида считается первой настоящей пирамидой Египта: до этого они были ступенчатыми, как пирамида Джосера в Саккаре. Излом обычно объясняют следующим образом: дело было новое, и на некоторой стадии работ возникло опасение, что строение потеряет устойчивость и расползётся, так что завершать его пришлось пологим наклоном, сильно уменьшив вес груза, давящего на уже построенную часть. Шла отработка методов строительства, чтобы через тысячи лет Вы увидели эту фотку на сайте и вспомнили, когда Вам в очередной раз попытаются повесить лапшу на уши всякие проходимцы, любящие писать сериальные книжки про ”неведомое”, — вспомнили, что всяческого рода пришельцы здесь совершенно ни при чём, а воля человека к созиданию и эксперименту неистребима… Облицовка из известняка в значительной степени сохранилась, что нехарактерно для пирамид такой древности.

Не удовлетворившись Ломаной пирамидой, на тридцатом году правления Снофру начал постройку Красной пирамиды, которая получила своё название из-за настенных изображений красного цвета. Размерами она уступает только Великой пирамиде. Её фотография – на второй сверху картинке про этапы строительства пирамид.
Абу-Сир.

Пирамиды V династии (2494-2345 гг. до н.э.) справа налево:
Сахура, Ниусерра, Нефериркара.
Когда Нефериркара, брат и преемник Сахура, умер, его пирамида была ещё не достроена. Строительство наспех завершили облицовкой из кирпича-сырца. Со временем кирпич осыпался, обнажив шестиступенчатую каменную основу, похожее на пирамиду Джосера в Саккаре.

Гиза: В порядке появления на фотографии: Пирамида Хеопса (2589-2566 гг. до н.э.) (Великая пирамида); :
пирамида Хефрена (2558-2532 гг. до н.э.); : пирамида Микерина (2532-2503 гг. до н.э.)

Подсчитано, что на сооружение пирамиды Хеопса пошло более восьми миллионов каменных блоков, весом по 2,5 тонны каждый. Блоки, лежащие в основании, весят до 15 тонн. Пирамида Хеопса вплоть до XIX века была самым высоким сооружением в мире. Если сравнить длины четырёх сторон (каждая – по 230 метров), то отличаться они будут на 4 сантиметра, не более. Впрочем, хорошего инженера-строителя эти цифры могут лишь слегка удивить, и то только потому, что рассчитано и размечено всё было четыре с половиной тысяч лет назад. Интригуют методы строительства, особенно с точки зрения жителя техногенной цивилизации. Типа, — пустыня, древность, память наша коротка и технические приспособления для строительства больших сооружений мы заново вроде “изобрели” совсем недавно…

Давайте рассуждать здраво и с научных позиций.
Во времена строительства климат был другой, гораздо мягче. Пустыня была дальше. В Сахаре водились жирафы и водолюбивые гиппопопотамы, судя по росписям.
К строительной площадке вели водные протоки и вырытые каналы для доставки блоков из каменоломен. Остатки этих каналов сохранились. Вам их покажет любой гид. А любой египетский крестьянин покажет технологии подъема и перетаскивания грузов, которыми они пользуются до сих пор со времен фараонов.
Об этом в книжках про «секреты древних цивилизаций» не пишут. Это скучно. Нужны пришельцы, лемурийцы и атланты. Или, на худой конец, тайные знания и магия. «Пирамидологов» и прочих нечистоплотных (или сумасшедших), эксплуатирующих тягу к загадочному.

Пирамида Хефрена.

Стороны основания этой пирамиды всего на 15 см короче, чем у пирамиды Хеопса – Великой пирамиды, а в высоту разница составляет всего три метра. Визуально она кажется больше как потому, что построена на более высокой площадке, так и из-за хорошо сохранившейся верхушке облицовки.

Только здесь осталась известняковая облицовка, которая когда-то была на всех трёх пирамидах. Известняк был снят в средние века правителями Египта для собственных построек.

Снова пирамида Хеопса. Настоящий вход замурован, и внутрь туристы проходят сквозь отверстие, проделанное Мамуном в 820 году нашей эры.

Пирамиды – это круто. Люди их строили, люди же потом и ободрали, чтобы использовать красивую мраморную облицовку. Гранитная пирамида не такая красивая – и ее не настолько сильно разворовали. Землетрясения в древности тоже помогли. Но, конечно, даже без облицовки выглядит это все потрясающе. Пустынный и безжизненный ландшафт только усиливает ощущение циклопичности и загадочности.

Если же представить их в лесу пальм и деревьев, среди храмов и рабочих поселков (от которых остались только руины), то впечатление может быть не таким сильным, или просто другим. Дерево там в данный момент осталось одно. На холме недалеко от Сфинкса. Смотрится очень странно и нездешне.
Вокруг шныряют пронырливые коммерсанты и ездят на верблюдах полицейские.

center]Коммерсанты пытаются вам что-то впарить, начиная с «совершенно бесплатного подарка» — платка палестинской расцветки. Очередная уловка, свойственная только здешним торговцам. Чахлый ряд сувенирных столиков с сувенирным ширпотребом самой низкой пробы. Большинство пытается работать поодиночке, не слишком удачливо, но чрезвычайно назойливо. [/center]

Полицейские в белой красивой форме на белых верблюдах развлекаются тем, что гоняют коммерсантов-одиночек по площадке перед входом, и не допускают самолаз туристов на пирамиды в стороне от оборудованной туристической дорожки. Верблюды грациозны, а полицейские эффектны и нарциссичны.
Далее идут фотографии кладки, облицовки и блоков – чтобы Вы сами воочию смогли убедиться, что только человек способен такоё сваять. Круто, конечно, но очень по-человечески.

Это простенькие мастабы строителей пирамид – инженеров и прорабов чуть в стороне от пирамид, и туристы туда не ходят… А именно с таких мастаб всё и начиналось…

Большой Сфинкс – не менее крутое зрелище, чем пирамиды. Он весь целиком раскопан. Официальная наука относит его создание к району 2500 году до нашей эры, но представители различных эзотерических направлений всячески пытаются доказать, что сфинкс был создан значительно раньше.

Вроде столько читал, фотографий куча, а вот упоминаний о том, что Сфинкс, оказывается, изначально был облицован некрупной мраморной плиткой, вроде нигде не встречал. Вот загадочное лицо сфотографировать – это сколько угодно. Написать десятки страниц про то, что на структуре скалы, из которой он вырублен, четко просматриваются бороздки от дождя и строить на этом теории о том, что Сфинкс чуть ли не современник динозавров – это тоже, пожалуйста. А вот про то, что он практически на две трети облицован – фигушки.

Только очень буйная фантазия или параноидальная потребность принять желаемое за действительное могут родить вопрос о бороздках, якобы оставленных древними тропическими ливнями десятитысячелетней давности.. Сверху, где песок не засыпал, — облицовку, понятно, содрали. Скала из относительно мягкого песчаника внутри без облицовки, — понятное дело, — подверглась выветриванию. Да и дожди там бывают. Редко, но бывают. Раньше были чаще. Бороздок от воды все равно не наблюдается. Обычное выветривание. А вот красиво облицевать сложные изогнутые формы – это действительно интересно и красиво.

Следующие несколько фоток – просто интересные виды.

Оазис Сива

Синайский полуостров и населяющие его бедуины.

Каир.

На Каир нужно минимум четыре дня. День – чтобы смотаться к пирамидам и всё там облазать. Один день – на Египетский музей, один день, чтобы найти дорогу к старым районам Каира и немного осмотреться, и день, чтобы там конкретно погулять.
Это вид на современную часть города. .

Самое интересное как в архитектурном, так и в сувенирном плане расположено в старом городе. .

Это я сфотал на подходе к историческому центру. .

А это уже в самом историческом центре. .

Шедевры исламской архитектуры в районе базара Хан Эль-Халили.

Цитадель, бывшая на протяжении 700 лет резиденцией правителей Египта.

Основана в 1176 году Салах ад-Дином.

Каср эль-Барон – каирская резиденция барона Эдуарда Эмпена, богатого бельгийского предпринимателя. Дворец построен в 1910 году и стилизован под индийский храм. Пустует уже много лет, но очень красив снаружи.

Несколько жанровых фотографий из каирской жизни.

Шедевры Исламской архитектуры Каира фотографировать чрезвычайно сложно. Улочки узкие, большие перепады света… Вместо фотографий достал для Вас несколько старинных гравюр, тонко передающих атмосферу старого Исламского Каира…

И ещё несколько живописных работ, отражающих очарование Каира прошлых веков…

Пара современных работ: ”настоящие папирусы”, стилизованные под древнеегипетские.

Парусное судно и глаз Гора.

Египетский музей.

На этот музей, являющийся воистину уникальным собранием фантастических культурных ценностей, необходимо потратить минимум день. Коллекция музея потрясающая по культурной значимости, гигантская по объему, с огромной любовью собранная и очень грамотно выставленная. К сожалению, фотографировать в музее нельзя, так что приходится довольствоваться небольшим набором опубликованных фотографий.
Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.)

В Каирском музее очень много тематических залов. Собрано все, от пресловутых папирусов, саркофагов всех времен, гигантских и маленьких статуй до отдельных залов детской игрушки, туалетных принадлежностей, окаменевшей гастрономии и предметов труда и быта всех слоев общества. Мумии всех возможных зверей и птиц, включая человеческие, макеты зданий, ювелирные украшения, монеты – чего тут только нет!
Все, что в прошлые века не успели утащить археологи других стран и то, что найдено после, когда уже утащить стало крайне проблематично, собрано здесь. Утащили, надо сказать, может, сотую часть, и то не самую впечатляющую.
После того, как где-то в начале – середине века в Германии на выставке то ли погнули, то ли поцарапали какое-то украшение из коллекции Тутанхамона, директор Каирского музея принял решение коллекцию из Египта не вывозить. Только недавно десяток предметов вывезли в Штаты на выставку. На самом деле на выставки вывозят тысячную по объему и наименее красивую по значимости часть из того, что представлено в музее. Несколько залов забито экспонатами. Вещи фантастически красивы, истинные шедевры прикладного, декоративного и ювелирного искусства. Только ради этого стоит поехать в Египет, Каир, хотя бы на один день.
Воистину, в мире существует лишь несколько десятков предметов, обладающие аурой абсолютной художественной красоты, вне зависимости от художественного вкуса зрителя. Значительная часть собрана в Каирском музее в коллекции гробницы Тутанхамона (1336-1327 гг. до н.э.)

Второй пункт, ради которого (уже с моей личной точки зрения) надо подольше задержаться в Каирском музее – зал фараона Эхнатона (1352-1336 гг. до н.э.), предшественника Тутанхамона. Та революция, которая произошла не только в сфере религии, но и сфере искусства Египта при его правлении, оставила после себя, к сожалению, немного памятников. Кстати, часть коллекции Тутанхамона также стилистически принадлежит к этому периоду. То, что осталось – очень красиво, необычно и своеобразно по сравнению с тем, что было и до, и после этого фараона. За каждым изменением веками складывавшихся традиций стоит на самом деле философско-религиозная концепция, но это тема отдельной диссертации.

Сравните эти скульптуры с вышеприведённой классической статуей Тутмоса III, и Вам сразу станет понятен масштаб изменения художественной концепции.
Мне кажется, что и «новая эстетика» искусства Эхнатона лишь отчасти выросла из его реального строения и конституции, которые изначально были не слишком эстетичны (спортом чувак не слишком увлекался, да и череп немного подкачал), но которые необходимо было эстетично изобразить! Плюс философская концепция того, что фараон – и кормящая мать, и строгий отец в одном флаконе. Задачу древние мастера выполнили на отлично, подарив истории уникальный художественный стиль.

В общем, чувака ”пробило” и Эхнатон попытался ввести в Египте единобожие в первый раз в человеческой истории на государственном уровне. Единый (под именем Атон) изображался в виде солнечного диска с исходящими от него лучами. Лучи оканчивались ласкающими открытыми ладошками.
К сожалению, непосредственно от периода Эхнатона остались единичные вещи. Позже страна вернулась к поклонению множеству богов, жрецы разрушили и его столицу, и всячески в дальнейшем попытались искоренить память об этом фараоне-реформаторе.
На уникальном барельефе, оставшимся от того короткого, но значимого периода, Нефертити, наследница Эхнатона и предшественница его сына Тутанхамона, изображена с дочерью за молитвой Единому.

Существует теория, что Моисей был одним из жрецов Атона из новой “команды” фараона Эхнатона и, несогласный с возвращением многобожия, поднял мятеж и увёл часть народа на территорию Израиля. Но это уже другая история…
Следующий пост — продолжение путешествия во времени и по Египту.