Прoсмoтрoв:
68
Кoммeнтaриeв:
Дрeвниe римлянe любили писaть нa стенах не меньше наших поклонников граффити. Мы сейчас ругаемся и критикуем уличных художников, которые пишут и разрисовывают стены. А ведь это может быть ценной информацией для историков будущего!
Я попробовал собрать самые интересные примеры надписей на стенах древних городов. Ведь интересно, как говорили и что думали люди далекого прошлого! К сожалению, таких надписей осталось не так уж и много — время стирает их куда усерднее, чем службы ЖКХ.
Начать этот цикл статей я решил со знаменитых Помпей. Больше всего надписей времен античности осталось именно здесь. По сути, вулкан законсервировал город, который стал ценной находкой для археологов.
Очень много таких надписей собрано на англоязычном сайте ad79eruption (что переводится, как Извержение в 79 году н. э. — собственно, когда Везувий погубил жителей Помпеи). Стены домов были в белой штукатурке, а надписи писались яркой краской или царапались на стенах. В Помпеях это было нормально и не считалось вандализмом. Ну что ж, перейдем к конкретике — о чем думали и писали жители древнеримского города.
Очень много надписей в стиле «Здесь был Софокл». Человечество не меняется и формат «Здесь был…» спустя тысячи лет держит уверенное первое место и в наши дни.
Прямой ругани и оскорблений было не так уж и много. Одним из самых популярных ругательств в адрес мужчин было «Евнух».
Конечно, во все времена популярны сплетни и Помпеи не исключение. Здесь много надписей в стиле «Стафил был тут с Квиетой» и «Маркус любит Спендузу». Что удивило меня — так это разнообразие имен! Если у нас лидеры Саша и Маша, на которых приходится едва ли не половина надписей, то здесь почти все уникальны. Видимо, в античные времена с фамилиями было туго и люди старались выделиться на уровне имен.
Исключение — некий Эпафра, который часто упоминается на стенах. «Эпафра не умеет играть в мяч», «Эпафра — ты стал лысым!» и, разумеется, «Эпафра — евнух». Такое ощущение, что это какой-то популярный персонаж тех времен. Своего рода античный Кокорин и Мамаев в одном лице.
Завершает цикл о Эпафре надпись: «Эпафродитус (возможно, уважительное обращение к тому же персонажу, — прим. автора) спустил все деньги на девушек легкого поведения».
Что ж, эти надписи нам по-человечески понятны, а вот чего хотела достичь автор надписи на стене местной базилики «Я беременна от Атиметуса» непонятно. Это выражение радости или кляуза в расчете на алименты?
А под ней надпись — «О, стены базилики! Вы выдержали столько бестолковых надписей, что я поражен тем, что вы еще не рухнули»
Стены также, видимо, были заменой книге жалоб и предложений. Например, надпись на стене гостиницы гласит: «У нас теперь мокрая кровать! Сделали это мы и, признаюсь, что это неправильно. Если вы хотите знать почему мы это сделали — там не было ночного горшка!».
Торговые и рекламные предложения упоминать здесь не буду — их и в нашем мире полно. А вот что особенно необычно — в Помпеях оказалось несколько «философских домов». По виду они вполне обычные, хоть и просторнее и богаче среднестатистических. Это не школы и не какие-либо госучреждения. Но их стены пестрят философскими надписями. Что интересно, все эти надписи актуальны и в наши дни.
«Легкая проблема станет трудной, если на нее не обращать внимания». И не поспоришь. Особенно это касается здоровья, когда лечить болячки в начальной стадии куда проще!
«Прекрати унылые ссоры. А если не можешь сдержаться — иди и ссорься у себя дома!»
«Воздержись от глупых высказываний, не бросай кокетливых взглядов на чужих жен. Выражайся скромно!»
А мне идея с философским домом в центре города очень понравилась. Мне кажется, нам в центре каждого российского города очень не хватает такого дома. Пройдет человек мимо, прочтет, задумается и откажется от какого-нибудь глупого поступка.