Что происходит с ушами во время взлета и посадки самолета?

Прoсмoтрoв:
611
Кoммeнтaриeв:
1

Бoльшинствo людeй нe тaк часто путешествуют в самолетах, чтобы это стало привычным делом, на которое не стоит обращать особого внимания. А вот почти каждый из числа летающих от случая к случаю отмечает такое неприятное явление как закладывание ушей при взлете и посадке.


Источник изображения: ing.dk

Заложенность ушей при стрельбе

Для объяснения закладывания ушей обратимся к столь далекой вещи от авиации как артиллерия. Тот, кто стрелял из пушек и попадал иногда, наверняка знает (а остальные видели в кинофильмах), что при выстреле весьма желательно открыть рот. Звук, есть не что иное, как волна повышения и понижения давления воздуха. При выстреле из пушки раздается сильный грохот, это происходит из-за местного увеличения давления воздуха. Человек находится рядом и попадает в зону повышенного давления.


Источник изображения: gettyimages.com

А внутри уха, точнее в барабанной полости, давление равно атмосферному. Получается разность давлений, от которой и закладывает уши. Если в момент выстрела зевнуть, или держать рот открытым, то внутреннее отверстие слуховой трубы приоткрывается и давление внутри барабанной полости стремится сравняться с внешним давлением воздуха. Эффект заложенности ушей значительно снижается.

Что происходит в самолете при взлете

Теперь перейдем непосредственно к полетам. При взлете самолет довольно быстро набирает высоту. Атмосферное давление снаружи начинает резко падать. Современные самолеты имеют герметичные салон и кабину. Однако внутри самолета при взлете давление равно атмосферному. Обычный полет происходит на высоте 8-12 км. Давление атмосферы на такой высоте относительно невелико, если внутри самолета давление воздуха останется равным своим показателям на поверхности земли, то фюзеляж начнет распирать изнутри. Хотя современные пассажирские самолеты довольно прочные, лишние силы, действующие на фюзеляж изнутри для небесного судна совершенно ни к чему.


Источник изображения: istockphoto.com

Чтобы избежать большого перепада давлений в самолетах предусмотрены специальные системы жизнеобеспечения, которые стравливают или нагнетают внутреннее давление, регулируют температуру внутри салона и кабины. Происходит это все в автоматическом режиме. Международной нормой для давления внутри салона самолета во время его полета предусмотрено давление, которое имеет атмосфера на высоте 2 500 м. Снижать давление еще ниже не рекомендуется, так как пассажиры будут испытывать постоянный дискомфорт из-за непривычно низкого давления — постоянно живущих в горах среди них очень небольшой процент. Система жизнеобеспечения начинает стравливать давление внутри самолета до этого значения сразу после взлета. А вот внутри барабанной полости оно остается равным давлению атмосферы у поверхности земли. Получившаяся разность давлений, как и в случае с артиллерийским выстрелом, и приводит к эффекту заложенности ушей. Бороться с ним можно с помощью зевка или сосания леденца.

Что происходит внутри самолета при посадке


Источник изображения: nexans.com

Сейчас рассмотрим, почему закладывает уши при посадке. Для того чтобы приземлиться, самолету нужно снизиться c высоты примерно 10 км до поверхности земли. При снижении атмосферное давление снаружи самолета начинает нарастать. Как только самолет пересекает уровень изобары, соответствующий высоте в 2 500 м, система жизнеобеспечения начинает нагнетать воздух внутрь салона, стремясь удерживать внутреннее давление равным внешнему (чтоб фюзеляж не вжимало давлением воздуха внутрь). А вот внутри барабанной полости оно остается соответствовать высоте в 2 500 м. Теперь барабанную полость сжимает внешним давлением внутрь. То есть ситуация становится обратной по отношению к взлету. А борьба с заложенностью ушей может проводиться так, как было описано выше.

Кроме описанных выше причин, связанных с разностью давлений, иногда заложенность ушей может возникнуть по другим биологическим обстоятельствам. К ним относятся: физическая истощенность человека, сильный стресс вызванный необходимостью полета, серная пробка в ухе, некоторые ушные заболевания.