Прoсмoтрoв:
544
Кoммeнтaриeв:
1
Вoт oнa лeжит пeрeдo мнoю, мaлeнькaя книжeчкa нa серой, неровно обрезанной бумаге. Ей более 300 лет. Это первый напечатанный в России учебник географии. На заглавном листе его значится: «География или краткое земного круга описание: напечатано повелением царского величества в типографии московской. Лета 1710-го в месяце марте». Здесь собраны самые последние (по тому времени) сведения «о круге земном, и разделении всех частей его, которые государства в каждой части обретаются и каждого государства пределы, величина, с кем смежны, сила богатства, доходы и прочая». Книга эта предназначалась для обучения географии воспитанников первого созданного Петром специального училища. В те годы Россия особенно нуждалась в людях, не только владею- их грамотой (которой обучали в духовных школах), но и знакомых с основами геометрии. тригонометрии, топографии, геодезии, астрономии. географии и навигации.
14 января 1701 года был подписан указ об учреждении в Москве Школы математических и навигациях наук, под которую отводились помещения в Сухаревой башне. По мысли Петра, эта школа должна была выпускать не только образованных моряков, но и подготавливать специалистов для различных отраслей промышленности. В Навигацкую школу решено было набирать юношей до 20 лет и старше — детей бояр, дворян, служилых людей. Определенного срока пребывания в Навигацкой школе не устанавливалось. Каждый воспитанник должен был учиться до тех пор, пока не овладеет всеми предметами и не получит диплома. На его место немедленно принимали другого, с тем чтобы число воспитанников всегда равнялось пятистам. Учащиеся школы получали «кормовые деньги», то есть стипендии. Первое время молодежь с трудом подчинялась непривычному режиму, но с каждым годом крепла дисциплина, все меньше оставалось в школе неуспевающих и прогульщиков.
За пятнадцать лет своего существования школа принесла огромную пользу. Благодаря ей были созданы кадры русских морских офицеров. Почти все русские топографы, архитекторы, артиллеристы, инженеры, горные мастера и другие специалисты также были в те времена воспитанниками Школы математических и навигацких наук. И следует особо отметить, что все они, судя по отзывам современников, отлично знали географию, и притом в значительно большем объеме, чем многие «просвещенные иностранцы», приезжавшие в Россию по приглашению Петра. Из всех учебников Навигацкой школы учебник географии был наиболее удачным как по живости изложения, так и по ясности и краткости формулировок. Воспитанники Навигацкой школы с первых страниц этого учебника получали сведения о форме Земли, о градусной сетке, об экваторе и полюсах: «Сей же круг пари- дается (называется) некватор или равнитель», потому что «весь круг земный на две части делит, едину к северу, другую же к югу», «по концам тех же обоих частей суть два полюса или оси мира, между ними же весь круг земной содержится».
О градусной сетке говорится так: «Состояние (расположение) же земель аще (если) кто прилежно хошет разумети, подобает (следует) ему знати градусы или степени по долготе и по широте. Широту считаем от высоты полюса или оси мира, от равнителя к северу или югу, до девятидесятн (девяносто). Долготу же считаем от меридиана, проходящего через гору на острове Тенерифском до востока и далее к западу, разделяя круг земной «а триста шестьдесят градусов». Весь земной шар по учебнику делится на две части «едину именуемую древнюю, в ней же три части (света) обретаются» — Европа, Азия и Африка. «Во второй же находится недавно открытая Новая часть света или Новый Свет». Автор подробно описывает все четыре части света. Об Австралии сказано немного, потому что «в летех недавних, прежде лет четыре-Десяти, плаванием корабельным изобретала». В учебнике содержались сведения о следующих европейских государствах: Испании, Франции, Италии, Нидерландах, Дании. Швеции, Польше, Англии, Венгрии, государстве цезарском и татарах крымских. Описывались в учебнике и азиатские страны:Турция, Персия,«народы степные» (монголы, кал- мьькн, киргизы и нр.), Китаи. Индия, «острова индейские» (Цейлон, Суматра и др).
В Африке: «страна варварская», Египет, Ефиопия. В Америке: Новая Испания, Флорида, Перу, Чили. Бразилия. В главе об Африке сказано: «Сия часть — Африка лежит к югу, окружена со всех стран морями: окияном и белым (так называли тогда Средиземное море) и черным, токмо во Египте со Азией путем земляным есть привязана». И далее, рассказав о населяющих Африку народах, автор сообщает, что «сия часть (света) издает во Европу злато, слоновые зубы, сахар, ннбирь, финики». Довольно подробна глава первого учебника по географии, посвященная четвертой части света — Америке. «Сия часть Америка от прочих трех частей, Mope с окияном отделися, и ради (благодаря) неискусного плавания древних неведома была народам наших стран».
Рассказав о злоключениях «Христеофора Колумбуса», «безвинно оклеветанну бывша, и во оковах королю гишпанскому отвезену», автор учебника сообщает, что вслед за Колумбом был «послан некто Америкус (Америго Веслуччн), иже самую страну америтскую обрете и именем своим Америкой назвав». Из этого учебника школьник узнавал, что AssepuKa делится на две части «едина к северу, другая же к югу». В числе стран, находившихся в Северной Америке, автор приводит «Гишианню Новую», о которой говорит: «Гишпанкя Новая содержит в себе многие страны и народи их же. каждый своим языком глаголет. Столица страны сия есть Мексико, и начальство всех земель америтских, прежде бо пришествия гишпанцев бяше в сем граде семьдесят тысяч домов, но их окрутным мучительством многие разоритеся, и ныне тот град зело изряден, но не таков как прежде был.
Зде живет печальнейший воевода иже управляет все принадлежащие страны америтские, духовенство их имеет начальника архиепископа. Во странах сих родится злато, серебро, жемчюг, краска кочеинила (кошениль), сера горючая и прочая, жители стран сих пред тем были и ныне многие суть идолопоклонники». О стране Флориде сообщается: «Флорида есть страна изрядная» с прекрасным климатом и всякими, хотя и «странными», но хорошими плодами. «Так же и зверя всякого много: медведи, волки, леопарды, рыси и бобры». В водах Флориды водится множество змей и «коркодилов и прочих ползающих гадин, с. которыми жители стран тех непрестанную имуть брань (ведут борьбу)».