Балкарцы — кто такие?

Прoсмoтрoв:
188
Кoммeнтaриeв:

Пoчeму бaлкaрцы нe eдят жaрeную пищу в oпрeдeлённый период? Отчего среди них так много долгожителей? Ответы на многие вопросы истории содержатся в самом этом народе – ярких и своеобразных балкарцах.

Центральный Кавказ населяет необыкновенный народ со своеобразной культурой, что имеет самоназвание «таулула». В переводе с местного наречия слово это обозначает «житель гор» или просто «горец», однако наиболее распространено название балкарцы, которое и принадлежит этой народности. Согласно последним подсчётам, в России проживает более 100 тысяч представителей балкарского народа. Все они являются носителями неповторимой культуры, к которой принадлежит и карачаево-балкарский язык.

Сочетание культур

Процесс становления балкарцев как народа был довольно сложным. Исследователи выделяют четыре основных составляющих, на основе которых появилась современная балкарская народность:

  • древнейшие племена, что населяли земли Центрального Кавказа, а также были представителями кобанской группы народов;
  • средневековые аланы, которые распространились по данной территории во время укрепления Алании;
  • булгары, распространившие власть по территории балкарцев, а соответственно, повлиявшие на их традиции;
  • представители племён кипчаков, в частности – половцев, что кочевали по обширной местности, а потому частично затрагивали и землю балкарцев.

Вернувшиеся из изгнания

Одним из первых о балкарцах как отдельном народе говорит Ибн Руста, выдающийся восточный историк прошлого. Он рассказывает о горной стране, которую населяет «Тулас». Многие учёные единогласны во мнении, что под данным словом их древний коллега имел в виду именно горцев, что позже стали называться балкарцами. А вот с XVII века балкарцы начали сотрудничество с русским народом, о чём рассказывают летописи, где население гор называют «Балхарскими кабаками».

События XX века принесли много сложностей балкарскому народу. После создания Кабардино-Балкарской автономии и её изменения на АССР многие представители этого народа были выдворены за пределы родины. Лишь в середине прошлого века балкарцам удалось возвратиться на родные земли, а впоследствии они провозгласили Кабардино-Балкарскую Республику.

Природа и гости – в почёте

Традиционными занятиями балкарцев являются скотоводство и разнообразные виды выделки кожи и войлока. В своих селениях они разводят овец и коз, а также занимаются пашенным земледелием. Довольно долгое время религия этого народа напоминала смесь различных верований. Живя на природе, балкарцы почитали лесных духов и верили, что у всего вокруг есть душа – даже у камней и, конечно, растений. Впоследствии у балкарцев начался переход к исламу, который стал господствующей религией в регионе.

Балкарцы часто проживают несколькими родственными семьями в одном жилище, а потому и постройки обычно крупные. Такие жилища делались из камня или сруба и располагались на склонах гор. Балкарцы, живущие у подножия гор, часто делали дома на «русский манер» с принципом уличного построения. Как правило, в балкарских домах есть несколько гостевых комнат, поскольку традиции гостеприимства этого народа не позволяют оставить гостя без крыши над головой. Кроме того, при посещении дома балкарцев человек непременно будет окружён вниманием. Дорогому гостю предлагают самые лучшие блюда балкарской кухни. Чаще всего они состоят из злаков, которые выращивают балкарцы. К лепешкам подаётся мёд, а по праздникам балкарцы предлагают отведать мясные и молочные блюда.

Праздник – каждый сезон

Ещё издавна сложилось так, что суровые горные условия жизни балкарцев резко контрастировали с их яркими праздниками. Возможно, колоритные празднества были необходимы, чтобы получить заряд веселья и позитива на ближайшее время. Очень много праздников балкарского народа были связаны со сменой сезонов, а значит, и работ во время каждого из них. Весной балкарцы празднуют уход холодов, а потому готовят особенное блюдо «ашыра жырна», которое у этого народа считается священным, ведь, как и блину у славян на Масленицу, символизирует победу солнца и тепла.

Когда наступала летняя пора, в период летнего солнцестояния, у балкарцев начинался новый праздничный обряд – «Элек къыз». В этот день выбирали старшую девочку из успешной семьи. Вместе с подругами она несла сито, которое поворачивала в руках. Считалось добрым знаком, если эта процессия заходила во двор. Этот ритуал был призван сделать богатым урожай, в нём – отголоски древних традиций.

И ритуал, и обучение

Когда приходила пора сбора урожая, процесс этот также напоминал священное действо. Перед тем, как отправиться на поля, косари пробовали приготовленного специально для них барашка, после чего отправлялись на работу. Впереди шёл самый старший косарь, а остальные должны были в совершенстве копировать каждый его жест. Такой ритуал не только приободрял более молодых работников, но и давал возможность новичкам быстро обучиться правильному сбору спелых злаков.

Из овечьей шерсти у балкарцев изготовлено немало предметов одежды, ковров. Однако процесс стрижки также являлся особенным. Перед началом остригания овец хозяйки выпекали пироги для мастеров, что должны были стричь животных. Выпечку запрещено было выкладывать на блюдо, а потому несли её на соломе. Кроме этого, считалось губительным употребл*ть жареные блюда во время стрижки животных.

Издавна балкарцы почитают старших. Это не только воспитание, но и древние обычаи. Возможно, именно благодаря природным и психологическим условиям, которые созданы для балкарских стариков они часто становятся долгожителями.

Неспроста балкарцы так гордятся свое историей, которую помнят в каждой семье. Эти жители Кавказа прошли сложный и полный потерь путь к той спокойной жизни, что сейчас в их регионе. Балкарцы действительно умеют помнить прошлое, верить в будущее и ценить настоящее.