20 интересных фактов об известных художниках и их шедеврах

Прoсмoтрoв:
286
Кoммeнтaриeв:

Нeoбязaтeльнo быть искусствoвeдoм, чтoбы знaть эти пoлoтнa — бoльшинствo из ниx вы тaк или инaчe гдe-тo видeли. Нo, вoзмoжнo, вaм будет интересно почитать о том, что подтолкнуло авторов к их созданию.

1. «Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай, 1829-32 гг.

Композиция гравюры состоит из трех основных элементов: штормовых волн, трех лодок и горы. Гора со снежной вершиной — это священная гора Фудзи, японский символ национальной идентичности, а также символ красоты. Высокая волна, которая будто обрамляет Фудзи, показывает трепет художника и его страх перед непредсказуемым морем.

2. «Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889 г.

Из-за психического расстройства, результатом которого стало отрезанное самому себе ухо, Ван Гог в 1889 году добровольно отправился в сумасшедший дом — лечебницу Saint-Paul-de-Mausole. Это был один из самых плодотворных периодов для художника, когда он написал несколько работ, которыми все восторгаются до сих пор, — в том числе «Звездную ночь», «Ирисы» и голубой автопортрет. На картине «Звездная ночь» — вид из окна его палаты в лечебнице незадолго до восхода солнца (идиллический деревенский пейзаж добавлен самим художником).

3. «Крик», Эдвард Мунк, 1893 г.

Это случилось, когда Мунк вышел на прогулку вечером и увидел, как закатное солнце окрасило облака в кроваво-красный цвет. По его словам, в этот момент он почувствовал «бесконечный крик, проходящий сквозь природу». По одному из предположений, неестественно оранжевое небо было результатом извержения вулкана неподалеку. Есть также объяснение и крайне эмоциональному состоянию художника в то время: его сестра незадолго до этого была отправлена в сумасшедший дом. Мунк создал четыре варианта картины красками и пастелью, а также литографский камень, с помощью которого были сделаны гравюры (несколько экземпляров сохранились до наших дней).

4. «Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих, 1818 г.

«Der Wanderer über dem Nebelmeer» («Странник над морем тумана») — картина, полностью отвечающая романтическому стилю Фридриха, метафорическое представление размышлений человека о своем месте в этом мире и о неизвестном будущем, которое ждет его где-то за горами и туманами. «Художник должен рисовать не только то, что находится прямо перед ним, но и то, что он видит внутри себя», — говорил автор.

5. «Плот «Медузы»», Теодор Жерико, 1819 г.

Картина изображает последствия крушения французского военно-морского фрегата «Медуза» в июле 1816 года. По крайней мере 147 человек были спущены на воду на спешно построенном плоту; они ожидали спасения 13 дней. Выжили лишь 15 человек. Люди страдали от обезвоживания и голода до такой степени, что начали поедать своих товарищей. Событие стало международным скандалом, отчасти из-за предполагаемой некомпетентности капитана «Медузы».

6. «Друг в беде» из серии «Собаки, играющие в покер», Кассиус Маркеллус Кулидж, 1903 г.

«Друг в беде» («A Friend In Need») — самая популярная картина из серии. Эта серия была первоначально заказана компанией Brown&Bigelow для рекламы сигар. На всех восемнадцати картинах изображены антропоморфные собаки, причем на одиннадцати картинах они играют в карты. Хотя картины Кулиджа никогда не считались критиками подлинным искусством, с тех пор они стали культовыми, и первая из них, «Игра в покер», недавно была продана на аукционе Sotheby’s за 658 000 долларов.

7. «Сусанна и старцы», Артемизия Джентилески, 1610 г.

Сусанна и старцы — популярный сюжет из Книги пророка Даниила, связанный с Сусанной, еврейкой из Вавилона. Двое уважаемых старейшин подглядывают за молодой женщиной, которая купается обнаженной в своем саду, а потом требуют от нее сексуальных услуг. После отказа старцы пытаются разрушить ее репутацию и обвиняют в прелюбодеянии, но женщине помогает пророк Даниил. Он предлагает допросить старцев по отдельности. Их истории не совпадают друг с другом — и таким образом имя Сусанны удается очистить, а лжесвидетелей — наказать.

8. «Сборщицы колосьев», Жан-Франсуа Милле, 1857 г.

Картина с изображением трех крестьянок, подбирающих колоски на сжатом поле, известна тем, что в ней сочувственно представлены низшие слои общества. Когда Милле в 1857 году обнародовал это произведение, оно сразу же вызвало негативную критику со стороны высших классов. Франция недавно вышла из революции 1848 года, и высший класс рассматривал эту картину как напоминание о том, что французское общество построено на эксплуатации трудящихся масс. В то время рабочий класс превосходил численностью высший класс, и существовали опасения, что картина может подтолкнуть низы к восстанию. Поскольку революция была все еще свежа в памяти, картину приняли очень плохо.

9. «Клиника Гросса», Томас Икинс, 1875 г.

На картине изображена медицинская операция в анатомическом театре, свидетелем которой являлся Икинс. Уникальность события состояла в том, что доктор Сэмюэл Гросс лечил молодого человека от инфекции бедренной кости с помощью консервативной операции, а не ампутации (стандартной для того времени). Толпа докторов окружает пациента, а остальные присутствующие делают записи. Слева от доктора Гросса сидит женщина, мать пациента, от страха закрывшая лицо руками. Картина занимает важное место в истории медицины, потому что славит хирургию как целительную профессию, а также показывает, как выглядел анатомический театр в девятнадцатом веке.

10. «Бурлаки на Волге», Илья Репин, 1873 г.

Картина осуждает тех, кто получает прибыль от бесчеловечной эксплуатации и рабского труда. Несмотря на то, что бурлаки показаны стоиками, которые почти принимают свою судьбу, выглядят они побежденными (выделяется только молодой парень, который еще не согнулся и стоит прямо). Репин задумал эту картину во время своих путешествий по Волге и на ней изображены реальные люди, которых он как-то повстречал. Работа привлекла большое внимание и положила начало его карьере.

11. «Едоки картофеля», Винсент Ван Гог, 1885 г.

Ван Гог хотел изобразить крестьян такими, какие они есть на самом деле, и сознательно выбрал моделей, которые выглядели грубо и неэстетично. Он хотел показать высшим классам общества, что существует совершенно другой образ жизни. В одном из писем своей сестре художник заявил, что «Едоки картофеля» — самая успешная его картина.

12. Stag at Sharkey’s («Ставьте у Шарки!»), Джордж Уэсли Беллоуз, 1909 г.

На картине изображены два боксера, сражающиеся в частном спортивном клубе, который находился прямо напротив студии Беллоуза. Обычно в боях участвовали члены клуба, но иногда временное членство и разрешение на бой давалось и посторонним, пришлым бойцам (их называли stags). Картина относится к движению Ашканской школы, изображавшей повседневную жизнь Нью-Йорка в начале 20 века, обычно жизнь бедных кварталов. Беллоуз использовал быстрые мазки, чтобы создать ощущение размытости и движения. У зрителя создается ощущение, что он стоит в толпе у ринга и наблюдает за ходом поединка.

13. «Шулера», Караваджо, 1594 г.

Здесь мы видим игроков в «примеро» (предшественник покера): двух мошенников и одного ничего не подозревающего юношу. Один из шулеров подсматривает в карты и делает знак своему сообщнику, а тот достает припрятанные карты. Караваджо рассматривал эту вещь не просто как карикатуру на порок, а как новаторский способ передачи человеческих эмоций через жесты и взгляд.

14. «Уотсон и акула», Джон Синглтон Копли, 1778 г.

На картине изображено реальное событие — спасение юноши от акулы в Гаване (Куба) в 1749 году. Брук Уотсон, 14-летний юнга Британского королевского флота, потерял ногу при нападении акулы и был спасен только с третьей попытки (которая здесь и показана).

15. «Мне нравится цвет», Шери Самба, 2003 г.

Это автопортрет конголезского художника Шери Самбы, на котором его голова изображена в виде спирали на фоне ярко-голубого неба. Между зубами он держит кисть, с которой капает краска (причем разного цвета). Самба приравнивает цвет к жизни. «Всё есть цвет», — говорит он. Спираль, по его замыслу, показывает, как мы должны распутаться, чтобы увидеть цвет и в нашей жизни.

16. «Сатурн, пожирающий своего сына», Франсиско Гойя, 1823 г.

В основе картины лежит древнегреческий миф о титане Кроносе (Сатурном он стал уже у древних римлян), который поедал своих детей при рождении из опасения, что они вырастут и свергнут его. Работа является одной из 14 Черный Картин, которые Гойя нарисовал прямо на стенах своего дома.

17. «Сад земных наслаждений», Иероним Босх, 1490-1510 гг.

О жизни и воззрениях Босха известно не так уж много, но запутанность его символики, особенно на центральной панели этого триптиха, привела к огромному числу научных интерпретаций. Историки искусства 20 века разделились в своих мнениях о том, что из себя представляет центральная панель триптиха — моральное предупреждение или панораму потерянного рая. Некоторые исследователи даже говорят об эротическом расстройстве, которое превращает нас всех в вуайеристов.

18. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 г.

Кандинский был очарован цветом с раннего возраста, считая, что он обладает трансцендентными свойствами. Художник хотел исследовать взаимосвязь между звуком и цветом так же, как музыкант сочиняет песню. Использование кругов, сеток, прямоугольников, полукругов, треугольников и других геометрических фигур в художественных работах согласуется с верой художника в их мистические свойства, а цвет должен усиливать эмоциональное воздействие.

19. «Купальня», Жан-Леон Жером, 1885 г.

Темнокожая рабыня помогает совершать омовение своей белокожей госпоже. Цвет кожи показывает иерархию. Обнаженная европейка в центре композиции, а ее служанка всем своим видом выражает покорность. Поскольку художник никак не мог писать эту картину с натуры, можно предположить, что это его собственные фантазии, но основанные на реальности того времени.

20. «Святой Георгий с драконом», Паоло Уччелло, 1470 г.

Картина демонстрирует готические тенденции в искусстве Паоло Уччелло. Тут показана сцена из известной истории, в которой св. Георгий угрожает чудовищу копьем, а принцесса использует поводок, чтобы доставить дракона в город. Вмешательство высшего божества обозначено грозовым облаком справа от св. Георгия.