Прoсмoтрoв:
126
Кoммeнтaриeв:
1
Мы всe пoмним гoлливудскиe штaмпы-клишe с мнoгoчислeнными «Чaйнa Тaунaми», гдe прoдaют утку пo-пeкински, лaпшу в кaртoнныx кoрoбoчкax, гдe Джeки Чaн бoрeтся с китaйскими Триaдaми, живут дрeвниe мaстeрa кунг-фу в сoлoмeнныx шляпax Дoули, вывeски нaпoлнeны цветами и иероглифами, кругом клубы пара от уличной еды, а атмосфера музыки и китайской речи густа и колоритна. Но мало кто из нас знает, что за этой цветастой ширмой стоит история правового рабства азиатского народа, руками которого была заложена основа индустриализации США, построены железные дороги, добывались полезные ископаемые, разбивались поля и строились дамбы. Они работали слугами, они работали на заводах, они воевали в гражданской войне, их руками поднималась тяжелая и легкая промышленность. А ещё их равно с чернокожими ненавидели, они подвергались сегрегации и преследованию. А знаменитые «Чайна-Тауны» лишь осколки их тысячелетней культуры, более древней и развитой чем любая европейская, которые они бережно сохраняли и держали возле себе. Давайте по порядку. С чего начиланалось китайское рабство в главной демократии мира?
Серебряные паруса испанских королей.
Первые контакты людей Хан (общее название для народа Китая) с Северной Америкой датируются 1565-ым годом. Китайцы нанимались матросами на испанские галеоны, ежегодно курсировавшие между Филиппинами (Манила) и Акапулько (Мексика). Это были уникальные торговые суда. Хотя более близким к действительности было бы название – «военный флот для вывоза ценностей». Галеоны были перегружены оружием, никому не сдавались без боя и были живым воплощением мечты Христофора Колумба о торговле с Востоком, но с оружием. Сложная цепь маршрутов и колоний, наконец то связала весь мир с Европой. Суда курсировали до начала 19-го века, пока Мексиканская война за независимость от Испании не лишила их основной цели – вывоза прибыли и транзита ресурсов. В период максимального расцвета этот маршрут обслуживало более 100 испанских галеонов по 3 рейса в год – каждый. Представляете масштабы флотов? Что является показательным так это эксплуатация, к примеру Галеон «Консепсьон», спущенный на воду в 1638 году был почти 50 метров в длину и имел водоизмещение в 2000 тонн. Он был сделан из Филлипинской древесины. Матросами на галеонах нанимались не только китайцы, но и все, кто мог, по пути следования галеона.
Таким образом военный корабль, из местной древесины, с местной командой, но с западным оружием и белыми господами во главе торговал. Возили в основном фарфор, слоновую кость, шёлк, пряности, забирая это с острова «Пряностей» (современные Молуккские острова, Индонезия), заходя в порты Китая, везли в Мексику, где уже пешие китайцы и мексиканцы, нанятые на уже ставшее испанским их серебро тащили товары до Веракруса, чтобы потом другой маршрут испанских галеонов отвёз это в Испанию. Пешая прогулка занимала 4 месяца и делалась для того, чтобы избежать пути вокруг мыса Доброй Надежды, где испанцев ждали голландцы. Кстати, именно эти гигантские торговые суда и их катастрофы легли в основу многих легенд о затонувших сокровищах, которые ищут до сих пор. Так первый поток китайских слуг, матросов, работников, попадал на территорию испанской колонии на западе Северной Америки.
Маленькие ножки на арене.
После окончания американской войны за независимость в 1783 году, Штаты начинают прямую транзитную торговлю с Китаем через порт Кантон (современный Гуанчжоу). Чтобы в это время попасть в США, нужно было огибать всю Южную Америку, мыс Горн, а затем плыть вверх до Новой Англии. На этом этапе в США попадают китайские торговцы, искатели приключений, и редкие ученики, проходящие обучение в школах иностранных миссий в Корнуолле. США как государство тогда были очень далеки от сегодняшних размеров и численности населения. На западное побережье не было смысла плыть не только потому что там не было людей, но и потому что формально это была Мексика, бывшая Новая Испания. Это было славное время, Аляска принадлежала Российской Империи, а мир ещё не потрясли мировые войны.
В 1834 году в США прибывает первая женщина иммигрант, Афонг Мой – стали возить по штатам, показывать публики на различных собраниях, представляя как «китайскую леди». Американцы с любопытством слушали на таких демонстрациях примеры из её языка, разглядывали необычную одежду, удивлялись её крохотным ступням (по информации около 10 см., но видимо пресса приукрасила). С одной стороны можно понять их культурное любопытство, но с другой даже в то время, особо смелые репортёры не постеснялись напомнить американцам, что она всё-таки женщина, а не музейный или цирковой экспонат. В частности «Зеркало Нью-Йорка» уделило ей целую страницу, написав: «Нет, мы не видели Мисс Афонг Мой, китайскую леди с маленькими ногами, мы не намерены поддерживать этот ажиотаж (agioteur фр. – модный в то время термин, спекулянт), … Прекрасные создания созданы для чего угодно, но не для того чтобы выставлять их на показ по цене в полдоллара за голову!». Бедняжка гастролировала по всем штатам с 1834 по 1847 годы, вместе с подборкой таких же культурных достопримечательностей со всего света. До 1850-х годов миграция китайцев в США носит скорее характер любопытства, прибывают для торговли, кто-то оседает, но многие возвращаются домой. В 1848 году в штатах всего 325 китайских американцев. В 1849 прибывает ещё 326. Но буквально на следующий год ситуация полностью меняется, начиная с 1850 в США прибывает по 2000 человек из Китая в день.
Ложный мессия.
Всё меняется из-за ситуации в самом Китае. В 1814 году, когда Парижский гарнизон капитулировал перед русской армией, а Симон Хосе Антонио де ла Сантима Тринидад Боливар де ла Консепсьон-и-Понте Паласиос-и-Бланко вовсю воевал за независимость испанских колоний в Южной Америке, в Китае родился Хун Сюцюань, будущий религиозный фанатик и лидер Тайпинского восстания. Хун вообще-то хотел стать сельским учителем, окончил школу, и уже почти попал на экзамен в Гуанчжоу, как отвлекся на трактаты христианских миссионеров. Стал слушать проповеди. Посещать церкви. Простыл, во время болезни и жара испытал ряд видений и сообщил всем что Бог-Отец и Иисус Христос велели ему бороться с демонами на земле. А демоны это ни кто иной, как действующая власть. Он объявляет себя мессией и в 1850 году поднимает восстание.
Дело было между Первой и Второй Опиумными войнами, народ был беден, торговый баланс был перекошен в пользу вывоза ценностей из Китая, а династия Цин пытается сохранить власть и богатство за счёт населения и насилия над ним, одновременно не имея сил противостоять Англии. В общем объявление Хуна – прокатило, восстание началось, запустив цепную волну восстаний и гражданских войн поменьше (восстание няньцзюней, восстания тайных обществ Сяодаохуэй, восстание красноголовых). В какой – то момент под властью Тайпинов была территория с 30 000 000 человек, и их войска стояли возле Пекина. А ещё ему помогали даже известные Триады, заинтересованные в свержении Маньчжурской династии (Цин). Но из-за внутреннего раскола, паранойи и гибели лидера – восстание тайпинов провалилось, как и все остальные. Но что более важно это вызвало новую череду проблем, глобальное опустошение, колоссальные жертвы, частую смену власти в регионах, и в конечном счёте Цин обратилась к Англии и Франции за помощью, усугубляя своё положение. Не нужно быть аналитиком, чтобы понять, что череда гражданских войн, опиумные войны, иностранная интервенция, религиозные фанатики, репрессии, нищета, голода, в общем такая обстановка даёт хороший стимул к миграции – куда угодно. А США в то время всё ещё воспринимались как новые земли надежд, свободы, господства права в дали от произвола монархий. Внёс свой вклад в 1848 году и мистер Самуэль Бреннан, который одним прекрасным днём, пошел бродить по улицам в Сан-Франциско с чашой наполненной золотым песком и орать во всю глотку «Золото! Золото! Золото! Из Американской реки!». Эти крики формально открыли явление, известное как «Калифорнийская Золотая Лихорадка».
Турфирма – «Билеты в ипотеку!».
При капитализме, как водится: спрос – рождает предложение. Огромное количество желающих покинуть Китай, а не воевать за китайского брата Христа, или Империю, которая ввозит опий и повышает тарифы ЖКХ, тут же создало множество предложений со стороны Штатов – выгодно переплыть через океан. Такие компании как Тихоокеанская почтовая Пароходная компания (основана в 1848 г.), Западно-Восточная пароходная компания быстро создавали маршруты от Гонконга и Макао, куда стекались тысячи «кули» (работяга), до заветной страны сбывших мечтаний. Фильм Джанго Освобожденный тогда ещё не вышел, зато вовсю ходили листовки и плакаты, обещавшие счастливую жизнь и горы золота. Конечно же, учитывая спрос – билеты были дорогими и постоянно росли в цене. Китайцы посостоятельней могли оплатить билет сами или занять у родственников, но многие не имели денег вовсе. Тогда предприимчивые американцы придумали кредитные билеты. Это означало что агентство покрывает минимум расходов на проезд, но эти деньги должны быть отработаны по прибытию.
Корпорации между собой дружат, ну или если хотите поддерживают олигополии. Пароходные компании привозили не просто иммигрантов, а должников, а Центральная тихоокеанская железная дорога набирала рабочие бригады по трудовым контрактам на 5 лет. Для строительства Трансконтинентальной железной дороги через горы и пустыни Сьерра-Невады и Невады.
Закон на стороне местных.
До 1868 года отношения между Китаем и США регулировались договором Тяньцзиня, тот самый неравный договор, подписанный по окончании Второй опиумной войны. Про Китай там только раздел с выплатами компенсаций Англии и Франции в 6 миллионов таэлей серебра (1 таэль = 37 грамм, больше 200 тонн). Все остальные разделы — про права иностранных государств на территории Китая, в том числе и США, и России. С 1868 года вступает в силу Договор Бурлингейма-Сьюарда, который американцы объявили первым «равным» договором. Китаю разрешили иметь послов и представителей в портах США, объявили невиданное благо — преобладание юрисдикции Китая на территории Китая, объявили китайцам свободу совести на территории США, и т.д. Но в равном договоре, например процесс натурализации (получения гражданства США) китайцев не затрагивался вообще.
В золотой лихорадке, под давлением белых горняков, в период с 1852 по 1870-ые годы принимается целый ряд налогов, касающийся иностранцев (а китайцы и не могут быть натурализованы). В это время китайское население составляет абсолютное большинство не европейских жителей штата, к началу 1860-х, числится более 15 000 официально трудоустроенных шахтёров китайского происхождения в Калифорнии. Нарушения квот на добычу, преступления против иностранцев, убийство и воровство – не расследуется. Налоги составляют до 3х долларов в месяц при зарплате шахтёра в 6 долларов. Существуют целые банды, специализирующиеся на том, что объявляют себя поддельными сборщиками, отбирая деньги у китайцев.
На железной дороге дела обстояли не лучше. Темпы строительства были низкими, средств платить работникам большую заработную плату не было. Тогда Чарльз Крокер, один из управляющих предложил нанимать китайцев, которые были готовы работать за любые деньги, лишь бы их точно выплатили. За что их тут же прозвали «Зверушки Крокера». Рабочие делились на бригады по 10-20 человек. К каждой бригаде приставлялся повар. Время работы было от рассвета до заката, 6 дней в неделю. Рацион из сушеных устриц, сушеной рыбы, сладкого риса. Центральная тихоокеанская дорога была почти полностью построена китайскими мигрантами. Маршрут проходил через Скалистые горы. Количество погибших в горных работах, при взрывах, работе в пустыне – не исследовалось. Работа по трудовым контрактам подразумевала что у них нет ни отпусков, ни возможности уволиться до отработки контракта, в противном случае может быть удержан штраф. Проработать 5 лет на строительстве железной дороги, в горах Невады, в полевых условиях было куда более тяжким испытанием чем собирать хлопок в полях на Юге страны. Но китайцы за неимением выбора шли и на это.
Многие «кули» были потомственными крестьянами, а восток США остро нуждался в продовольствии, население быстро росло, было необходимо своё дешевое продовольствие. По законодательству того времени, китайцы не могли иметь землю в собственности. Для того чтобы её возделывать нужен был договор долгосрочной аренды. Несмотря на это, многие из них оценивали свои силы выше, чем у американцев и соглашались на грабительские условия и плохие участки. Почему? В числе мигрантов были выходцы из дельты реки Чжуцзян, а в 1870-х тысячи китайских мигрантов помогают строить и проектировать ряд дамб для реки Сакраменто-Сан-Хоакин. Китайцы берут в аренду землю, занимаются мелиорацией, зачастую им достаются плохо пригодные земли, где сначала нужно строить обводные каналы и избавляться от леса. Потому что они уже знают и умеют это делать. И это не простые сезонные рабочие без образования, а квалифицированные фермеры. Нужно понимать, что уже на тот момент китайское фермерство насчитывало 5000 лет истории, и даже в таких условиях, их опыт и труд был неоценим. Но в 1890-х в Калифорнии вспыхивает ряд антикитайских восстаний и без того бесправных китайцев убивают или изгоняют с территории штата.
Культура и криминал на экспорт.
Прибытие китайского фермера или крестьянина в США в конце 19-го века означает для него самого прежде всего культурный шок. Это другая цивилизация, с другим укладом жизни, другими правилами. Для крестьянина династии Цин – трудовой контракт на английском языке, составленный в соответствии с нормами права США был слишком сложным к пониманию – прямо с корабля. Но их было много. Сложности ассимиляции и натурализации, расизм американцев и насилие быстро привели к сплачиванию в общины. Дополнительный отпечаток накладывали нюансы собственной культуры. К примеру, во время правления Цин, бритьё передней части головы и заплетение косички из оставшихся волос было актом законопослушания, нарушение которого каралось отрубанием головы. Многие китайские мигранты возвращались домой, умудряясь накопить какие-то деньги для своей семьи, некоторые потом снова приезжали в США. Обрезать косы и отрастить волосы – означало отказаться от идеи вернуться домой. При этом, вы помните? – они не могут иметь гражданство. Такие попытки сохранить себя, свою культуру, традиции сплачивали иммигрантов. Это привело к созданию Китайских ассоциаций. Что-то вроде профсоюза по национальному признаку. В условиях, когда законная власть не заинтересована в гражданах, они обычно начинают самоопределяться.
Именно это сделали ассоциации, выросшие из благотворительных обществ. Первой из них была Китайская объединенная благотворительная организация (далее по тексту, авторское сокращение «КОБО»). Они занимались защитой прав китайского населения, участием в судах, борьбой с дискриминационным законодательством, оказанием лечения, охраной правопорядка. Именно такая форма самоорганизации привела к дальнейшему сплочению. В Сан-Франциско у такой ассоциации была своя полиция, нанятая частно для охраны правопорядка и китайцев, в том числе от расистских выступлений. Работа под властью такого консорциума с его внутренними правилами и привела к появлению городов внутри города. Со своими законами, правилами, охраной, судом и всей инфраструктурой, которую государство им не смогло или не захотело дать.
Первые 6 основателей КОБО в Сан-Франциско:
Борьба КОБО с дискриминацией на законодательном уровне ни раз доходила до Верховного суда США, с прецедентной системой права, это уберегло многих китайцев от куда худших последствий полного законодательного бесправия, как например африканцев, которые нанимать юристов для защиты прав стали гораздо позже.
Попасть в КОБО было не легко и это означало ряд привилегий. Те, у кого не было нужных связей, денег или родственников не принимался в КОБО, соответственно его бизнес, работа, здоровье и жизнь находились в большей опасности, чем у членов организации. Чтобы совсем не пропасть в этом «гостеприимном» раю, китайцы победнее организовывались в Тонги (тайные общества на основе триад), в которых действовали свои кодексы братства, лояльности и патриотизма. Тонги же и развили китайскую преступность. Мигрантами в основном были работники-мужчины. Поэтому быстро появились такие явления как торговля людьми, похищение и вывоз девочек из Китая, китайские бордели, азартные игры, наркотики.
Китайские бордели, основывались на людях, по мнению китайцев, низшего сорта. Как и в Японии, и в Индии – в Китае были люди низшей касты, люди Танки. Народность, промышлявшая рыбалкой, жившая на воде или прямо в джонках. Они в семьях, одну девочку сразу определяли на занятие проституцией, в более богатых местах, Макао, Гонконге или за рубежом. Именно такие девочки легли в основу первых китайских борделей в США.
Заодно китайцы привезли через Тонги и опиум, который им так усердной продавали англичане, при поддержке французов и США. Опиум и культура наркопотребления, проституции и ОПГ — как явления мигрировала вместе с Тонгами, замкнув круг, начатый европейцами.
Расизм и остов Ангелла.
Американские рабочие заклеймили их как дешевую рабскую силу. С низкой оплатой и готовую на любые условия. Они не были вещью как негры, но они были людьми второго сорта. В 1870-х после экономических кризисов в некоторых штатах, партия рабочих во главе с Денисом Кирни выступает с лозунгами – «Китайцы должны уйти!». Сваливая экономические проблемы монополий, роста корпораций и бесправия рабочих на мигрантов. В 1880 году США принимают Акт Ангелла – по ограничению миграции, а в 1882-ом году Акт об исключении китайцев – окончательно запрещающий китайскую миграцию в США. Почему Ангелл? По имени Джеймса Бурилла Ангелла. Хотя у Сан-Франциско потом ещё и остров Ангелла будет, с миграционным сортировочным лагерем. К этому времени Калифорния собрала с иностранцев 5 000 000 долларов налогов, не продала ни фута земли китайцам и не сделала ни одного из них гражданином. А многие имевшиеся гражданства по законам рождения, и более ранней миграции были аннулированы. Так завершилась первая волна китайской миграции. Но этот народ умеет ждать.