Из первых уст: Сергей Сироткин о том, как попадают в «Формулу-1»

Нaчaлo

Нaчинaть кaрьeру aвтoгoнщикa нaдo в кaртингe, вот только однозначного ответа про возраст нет — все зависит от конкретного ребенка, но обычно это 6–8 лет. Посоветовать что-либо насчет первых «формульных» шагов невозможно: тут как получится. Сам я начинал в «Формуле Abarth» (юниорская «формула», в которую часто переходят из картинга), и считаю это хорошим опытом.

Это интересно
Льюис Хэмилтон: вся подноготная чемпиона «Формулы-1»

На данный момент наиболее приближенные к «Формуле-1» гонки — это GP2 и «Мировая серия Рено». Обе серии являются последним шагом перед главной «Формулой» и максимально близки к ней, а в чем-то даже ее и превосходят. Я, например, выступал в «Формуле Рено 3.5» и могу сказать, что в плане мощности, разгона и максимальной скорости на прямых она, конечно, уступает «Формуле-1», но вот в плане аэродинамики превосходит ее, и во многих поворотах мы, как минимум, едем так же быстро.

Финансы

Само собой, автоспорт — вещь не дешевая (это один из самых затратных видов спорта в мире, и одного таланта тут мало, и даже для первых шагов нужны серьезные деньги — чтобы покрыть вступительные взносы на соревнования, транспортные расходы, затраты на бензин, ремонт карта, аренду трасс и прочее). К счастью, есть ряд крупных программ, которые занимаются развитием автоспорта —   например, наша русская SMP Raсing.

Это интересно
Наши в «Формуле»: Даниил Квят отстранен от ближайших этапов F1

Конечно, не стоит забывать и о всевозможных спонсорах. Пробиться в автоспорт без денег очень трудно (читай «невозможно»), и даже очень сильные пилоты вынуждены за свое участие платить. С поиском денег есть много вариантов, но самые эффективные — это контракт со спонсором, который подписывается с целью продвижения какого-либо бренда, и программа господдержки, которая направленна на продвижение имиджа страны.

Гоночная лицензия

Для участия в автогонках нужна лицензия. Лицензии бывают разных категорий, и возможность получить ту или иную категорию зависит как от возраста спортсмена, так и от его достижений. Наивысшей считается Суперлицензия «Ф-1», которая позволяет участвовать в «Королевских гонках». Заработать ее можно разными способами, поэтому расскажу о личном опыте. Итак, для этого нужно:

  • подписать контракт с одной из команд, принимающей участие в чемпионате
  • иметь лицензию класса «А» (вторая по престижу лицензия, дающая право на участие в «Формуле-3», GP2 и т.д.)
  • представить перед Президиумом комиссии «Ф-1», который решает, достаточно ли у спортсмена достижений в других «Формулах»
  • откатать не менее 300 км на болиде «Формулы-1» на приличных скоростях
  • заплатить за лицензию

Поддержание физической формы

В автоспорте есть весовые ограничения, и, чтобы оставаться в их рамках, гонщики стараются держать себя в форме. Каждый день, после утренней разминки, я полтора-два часа провожу в тренажерном зале. Особое внимания автогонщики уделяют шее, на которую приходится основная нагрузка, но вообще я тренирую все группы мышц. Лучшее упражнение для шеи? Надеваешь шлем, по бокам которого закреплены блины, и начинаешь поднимать-опускать голову. Это упражнение делается лежа на спине, на животе и на боку по два разминочных подхода и четыре боевых.

Россия в «Формуле-1»

Достижения России в «Формуле-1», о которых нужно знать начинающему болельщику:

  • Первый россиянин в «Ф-1» (работал тест-пилотом) — Сергей Злобин (2002 год)
  • Первая российская команда — Midland (2006 год)
  • Первый российский боевой пилот — Виталий Петров (2010 год)
  • Первый российский пилот, приехавший в очках (на сегодняшний день это места с 10-го по 1-е) — Виталий Петров (18 апреля 2010 года, 7-е место)
  • Первый российский пилот, установивший лучший круг в гонке, — Виталий Петров (30 мая 2010 года)
  • Первый российский пилот, поднявшийся на подиум, — Виталий Петров (27 марта 2011 года, 3-е место)
  • Первая российская команда, приехавшая в очках, — «Маруся» (25 мая 2014 года)