Кoнсультaнты:
Aрсeний Гeoргиeв, псиxoтeрaпeвт, д.м.н.
Пoясняeт прo прирoду страха
Ольга Миронова, владелец квеста
Рассказывает, как в квестах все устроено
Маленькая комната, стол, полка, висит какая-то картинка на стене. Рядом в рабочем комбинезоне и каске, которые нам выдали на старте, стоит мой друг, флорист Коля. Полутьма придает обыденной обстановке настороженно-враждебные тона. Cвет гаснет. Кто-то начинает рваться в дверь, которую мы пытаемся придавить стулом. Этот кто-то нечеловечески визжит и кричит. Одна половина моего мозга уверяет: происходящее — всего лишь развлечение, квест. Мы в здании старого завода у метро «Преображенская площадь», это почти центр Москвы, где-то здесь, помимо квеста, располагаются еще курсы английского и школа танцев. Впрочем, другая половина мозга с каждой минутой все увереннее допускает нюансы.
Психотерапевт: «Вот это иррациональное зерно в твоих размышлениях, когда ты допускаешь, что неизвестные тебе чудовища могут существовать, — замечательный механизм человеческой психики, который позволяет ей адаптироваться к совершенно незнакомым условиям и выжить. Что же касается темноты, то это древний сигнал опасности для человека, уже в сумерках у нас включается защитный режим. Во тьме может таиться хищник, грабитель с ножом, могут скрываться какие-то смертельные варианты рельефа поверхности: скалы, например, или обрывы… Есть и нездоровые реакции на отсутствие света или полутьму, они уже не помогают выжить, а наоборот. К таким реакциям относится, например, никтофобия — параноидальная боязнь темноты».
Владелец: «Перед тем как запустить квест в тестовом режиме, мы две недели прогоняли его на наших знакомых и друзьях, исправляли какие-то недоработки. Например, в первой версии было слишком светло, мы намеренно добавляли темноты.»
Мы вываливаемся в небольшую железную клетку. Свет мигает, где-то в противоположном углу мелькает неясная фигура с уродливым лицом. Понятно, что маска, но инстинктивно и не сговариваясь мы с Колей забираемся на какую-то железную решетку, за секунду оказываемся где-то высоко под потолком. Смотрим вниз — пусто, никого нет. То, что квест устроен в огромном здании завода, добавляет неприятных ощущений. Здесь очень высокие потолки, повсюду торчат какие-то неуклюжие железные конструкции, свисают провода. Ловлю себя на мысли, что даже безо всякого хоррора мне в этой обстановке было бы крайне неуютно – не комфортная человеческая обитель, а бездушные производственные помещения.
Что это
Перформанс-хоррор — жанр квеста, где история обычно разворачивается в темных помещениях, в сюжете задействованы не только игроки и неодушевленные предметы (как в классических квестах), но и актеры, которые направляют действие, в том числе и с помощью болезненного физического контакта.
Психотерапевт: «Поставить человека в дискомфортные условия — надежный способ вывести его из равновесия. В таком состоянии он быстрее поддается страху и панике, которая лишает способности адекватно мыслить. Знаменитая лампа для допросов — из той же серии. Заводские помещения — это отличный контраст с привычной средой обитания обычного горожанина, классической небольшой квартиркой с уютной мебелью из «Икеи».
Владелец: «Мы специально искали подобную локацию. Есть большая разница, заходишь ли ты в квест через дверь в шумном торговом центре или вот так долго бредешь среди обшарпанных стен завода, а потом оказываешься внутри больших и неуютных помещений. Под «Последнюю экскурсию» у нас отведено 300 квадратных метров площади, это несколько десятков разных локаций, самый большой квест-перформанс в стране…»
Взрослые мужчины, мы беспорядочно бегаем в темноте, натыкаемся друг на друга и долго не понимаем, что и как надо делать, чтобы пройти дальше. Позже я посмотрел записи с камер видеонаблюдения и увидел, как играют другие, — все очень похоже, беспорядочно и бессмысленно. Кто-то в суете наступает на своего друга или девушку. А вот огромный мужчина с фигурой борца жмется куда-то в угол. Его можно понять: пока ты пробираешься из комнаты в комнату, тебя все время подгоняет какой-то шум, крики и металлическое лязгание. Вроде нужно совершить элементарное действие — потянуть, скажем, за металлическую цепь, чтобы открылся ход в стене. При свете дня я бы сделал это играючи! А тут, в постоянном ощущении легкой паники, мы с Колей додумываемся дернуть за цепь лишь минут за десять.
Владелец: «Мы специально сделали квест динамичным, здесь нет традиционных загадок, замочков и ключиков. Все предельно просто: тебя просто несет по сюжету. Если человек останавливается, начинает задумываться и решать задачу, мозг быстро ему объяснит: ну не бывает в логове у монстров загадок и ключиков! Такой поворот сразу сбавит градус хоррора, поэтому переходы между локациями у нас происходят стремительно и максимально естественно».
Три факта про «Последнюю экскурсию»