Прoсмoтрoв:
133
Кoммeнтaриeв:
Сeгoдня у нaс с вaми будeт вeсьмa дeликaтнaя тeмa. Нa пeрвый взгляд oнa крaйнe дaлeкa от культуры, но это только так, кажется. На самом деле уборная или как её ещё называли клозет, и есть отражение культуры. Дело в том, что у нас до революции этому месту не придавали должного значения. Каждый раз, когда я вообще читаю что-то восторженное о царской России, мне хочется поинтересоваться у этого писателя на тему простого человека. Вот как был устроен его быт? А быт его был устроен сурово. Удобства на улице, в баню раз в неделю в лучшем случае. Вместо электрического освещения лучина – свечи дорого и только в церкви. Как-то более-менее ещё жили в городах люди в плане удобств, но большая-то часть населения жила в сёлах.
И коммунисты, позже пришедшие к власти, не были волшебниками. Не успели они везде провести трубопроводы и организовать нормально быт. Страна-то им досталась большая, да ещё и такая которой никто не занимался. Так что все эти восторги идут от незнания предмета. Мы же отправимся во Францию. Конечно, кто-то может сказать, что я поступаю нечестно и умышленно выбрал страну, которая издавна славилась своим необычным подходом к архитектуре и внешнему облику городов, но почему бы и нет? Тем более наша буржуазия любила посещать Францию, но почему-то к себе на родину ничего оттуда не стремилась брать для простых людей. В городах же жили уже тогда сотни тысяч человек, и потребность в уборных была не меньшей чем сегодня.
На заглавном кадре изображена уборная образца 1875 года в районе цветочного рынка Парижа. Прямо скажу, что в ней прекрасно всё. Ну а ниже сами понимаете что. Между прочим 1865 год, но бог с ним с годом. Занятно, что при желании внутри уборной можно рассмотреть рекламные плакаты. То есть уже тогда существовала реклама призванная двигать торговлю. На крыше и вовсе рекламируют парфюм. Довольно интересный подход.
Двухместная кабинка на авеню Виктории. Думаю, вы все знаете, что авеню это синоним слова улица. Так вот к слову в Париже, например, асфальт клали уже в 1832 году на улицах. Хотя тут в кадр попала и брусчатка. Но опять же сам факт примечателен. У нас же до 20-х годов прошлого века основная масса улиц были грунтовые.
В этом двухместном клозете изящества меньше чем в трёх предыдущих, но важно, что кадр сделан в 1875 году. К слову подозреваю, все эти снимки позже реставрировались и, на мой взгляд, это тоже важная работа. Ведь здесь в некотором смысле отражена архитектура этих, незаметных на первый взгляд, сооружений.
Впрочем, незаметны они именно на первый взгляд. Зато когда требуются, человек моментально ощущает всю их важность. Вот далее идёт шестиместный вариант. Но тут он рассчитан только на мальчиков. Кстати ведь действительно почему-то и предыдущие тоже ориентированы на мужскую половину человечества.
Ещё одно чудо, рассчитанное на шесть особей мужского пола. Нельзя не обратить внимания на детали. Могли же просто железную коробку поставить, но нет, попытались придать некоего изящества. Кто-то сидел и вырезал эти цветочки на листах. Не лишены французы чувства прекрасного даже в таких мелочах.
Можно было бы сказать, что следующий экземпляр проще в плане украшений, но опять же обратите внимание, как вписан туда уличный фонарь. Вот мелочь казалось бы. Ну, зачем думать о внешней стороне, когда дело касается такого места, но как мы видим, внимание уделяли всему.
Можно было бы предположить, что следующий кадр повторение предыдущего с другого ракурса, но нет. Они сделаны в разных местах, внешний вид же наводит на мысль, что и во Франции не всё делалось по индивидуальным заказам. Там точно так же существовали типовые проекты.
Почему-то меня не покидает ощущение, что часть представленных экспонатов делалась из железа. Хотя не уверен я в этом. Но точно позже человечество придёт уже совсем к другим материалам, и современные пространства таких мест устроены иначе. Как минимум они рассчитаны для всех, а не только для мужчин.
Я вот не специалист по благоустройству, это у нас тут отдельная категория граждан есть страдающая урбанизмом, но было бы интересно знать, что это такое около деревьев? Никогда не видел ничего подобного, однако не сомневаюсь, что с какой-то целью эти колышки привязывали.
Вот, видите? И на следующем фото имеются подвязанные деревья. Впрочем, мы отвлеклись от предмета, а на нём опять же видна реклама. Конец 19 века, но кто-то уже в ту пору зарабатывал с помощью плакатов и интересных шрифтов. Это только, кажется, что нарисовать такую вещь просто. Нет, не просто.
Все эти фотографии сделаны в центре французской столицы, и по ним можно судить о том, как относились местные власти к своему городу. Очевидно, что отношение было уважительным. Обращает на себя внимание и то, что я лично не вижу, что б эти услуги были платными.
Гуляешь себе по Парижу, природа напомнила о себе и пожалуйста. Никаких проблем. О любом человеке уже давно позаботились. Для сравнения не могу не вспомнить Москву или наш Питер. Ещё каких-то 15 лет назад главным спасением в центре были синие кабинки, которые и выглядели ужасно и денег стоили.
Часть представленных мест, конечно, выглядят слишком откровенно, но встречаются и вот такие изыски. Обратите внимание как аккуратно вписано всё в заросли. Да и кусты подстрижены, словно по линейке. У нас тоже так делали во времена СССР, а вот в 90-х никто ничего вообще не стриг.
Снова очередной бульвар и снова можно увидеть фонарь. Обычно же для таких дел ищут место с наступлением темноты без света, здесь выходит наоборот фонари служили неким ориентиром для прохожего. Ведь их видно издалека. На мой взгляд, любопытная деталь.
Очередное трехместное чудо с рекламными афишами. И ведь здесь снова можно рассмотреть детали архитектуры. Когда-то борьба с излишествами не велась. Наоборот считалось, что чем больше всяких деталей, тем лучше. У нас тоже был такой подход, но вот именно подобные сооружения не строили, насколько я понимаю.
Очень странное фото, потому что человек выбрал сомнительное место для того что бы стоять. Неважно во Франции ли дело происходит ли ещё где-то, но там же должен был стоять специфический запах. Вряд ли в Париже в конце 19 века существовали освежители воздуха.
Хотя может быть, люди вообще проще тогда относились к подобным местам. Тем более вы же видите, что многие будки открыты и особо не скрывают посетителей. Сейчас у нас такое точно нельзя представить, а вот как с этим дела обстоят в Европе, не знаю. Возможно, и по сей день сохранили старые традиции.
К слову вы обратили внимание, что здесь пошли уже помещения не только для мужчин? И вполне возможно, что цифра «15» на стене здания означает оплату. Во всяком случае, здесь видно, что внутри можно посадить человека зарабатывающего деньги.
Несколько странная коробка. На фоне предыдущих экспонатов смотрится как-то даже чужеродно. Хотя это точно такой же временной отрезок и снимок датируется 1875 годом. Подумать только, с тех пор прошло не просто столетие, а несколько эпох. И Франция сегодня совсем другая.
Ну и вот таким роскошным зданием завершу сегодняшнюю подборку. Называется всё это дело малый туалетный дворец. И действительно здание напоминает именно дворец. Особенно с учетом понимания для чего именно оно было построено.
Напоследок не могу не отметить того, что фотограф большой молодец. Ведь плёнка стоила недешево, и он мог потратить её на что-то другое. Однако его выбор пал на такую незаметную архитектуру. Но именно такие детали и дают представление о том, как было всё устроено в Париже в конце 19 века. Так что кроме благодарности мы к нему ничего не можем испытывать.