Прoсмoтрoв:
340
Кoммeнтaриeв:
Кaк извeстнo, сoздaтeль пeрвoгo в мирe пулeмeтa Xaйрeм Мaксим работал над своим изобретением неспешно – первые детальные наброски механизмов появились еще в 1873 году. Куда больше его интересовала конкуренция в области электротехники. Однако мировую славу принес ему именно пулемет, представленный публике в 1883.
Пулемет работал на принципе отдачи ствола и отличался довольно сложной, громоздкой конструкцией. Собственно, виной тому патрон – на момент создания не использовались еще ни бездымные составы, ни гильзы без закраины. Отсюда сложное движение затвора и хлопотная система с перетаскиванием патрона из гильзы в патронник – закраина не позволяет работать «на прошив» как в современных механизмах. Плюс сложность регулировки и масса вариантов задержек при стрельбе. Но при наличии хорошо обученного и натасканного расчета оружие это феноменально надежное и безотказное, с огромным ресурсом. Отсюда его распространенность и долгая история эксплуатации. Вот только на первых порах военные не очень-то и понимали, что им делать со всем этим свалившимся на их голову изобилием.
Ранний образец в Африке
Им виделось, что в наступлении такое оружии окажется бесполезным – теоретики мыслили еще категориями предыдущих конфликтов. Также боялись перерасхода патронов – скорострельность пулемета по тем временам выходила феноменальная. Поэтому оружие причислили к артиллерии и устанавливали на вполне себе артиллерийские станки по типу митральезных. По итогу комплектации снаряженная масса тяготела к трем центнерам и крепко ограничивала мобильность – пулеметы долго считали крепостным атрибутом.
В Америке, как известно, вообще отказались покупать новое оружие, а в Британии решили на всякий случай испытать в своеобразном полицейском качестве – отправили партию в колонии, чем постарались компенсировать недостаточную численность контингента. Там-то система Максима и доказала свою эффективность. Хотя в отечественной историографии иной раз встречается утверждение, что пулеметы удивили мир во время русско-японского дебоша. Увы. Это старая патриотическая привычка прослыть родиной хоботных. На деле мир ужаснулся от действия пулеметов во время первой войны с матабеле, которую вели британцы в Африке с 1892 по 1894 годы.
Не стоит пересказывать историю конфликта и рассуждать о внутренних противоречиях африканских племен – там и сегодня скотоводы не уживаются с охотниками даже внутри одной племенной группы. А тогда получилось так, что, обладая (в принципе) неплохим стрелковым вооружением в должном объеме, при подавляющем численном перевесе (это даже если не брать акклиматизацию и превосходное знание театра военных действий) африканцы умудрились проиграть белым с ужасающим перевесом. Чему в некоторой степени поспособствовали пулеметы Максима. Известно даже общее количество их – ровно 5 штук. Правда, их дополняли пара 7-фунтовок, 1 однофунтовка Гочкиса и довольно забавная конструкция Норденфельда и Гарднера (2 единицы) с механическим приводом.
Иллюстратор: William Barnes Wollen
В армии вождя Лобенгула, противостоявшего белым, имелось 80 тысяч копейщиков и 20 тысяч стрелков с неплохими и вполне современными (на то время) однозарядными винтовками Пибоди-Мартини. Беда только в том, что это воинство использовало тактику «рогов буйвола»), позаимствованную у зулусов и чем-то напоминающую европейскую практику времен линейной пехоты – крепкий центр напирал на основные силы врага, а более слабые фланги охватывали его и производили окружение, завершавшееся разгромом. Вот только против тогдашних европейцев такой способ никак не годился.
Ситуация еще усугублялась полным невладением огнестрельным оружием, непониманием его принципа действия. Например, африканские стрелки так и не разобрались, зачем на прицелах установлена шкала расстояний. Они посчитали, что так регулируется сила выстрела. А потому устанавливали максимальную дальность в 600 ярдов – чтобы стреляло как можно сильнее. В результате (бои же происходили на существенно меньших дистанциях) основная масса пуль просто проходила над головами англичан. А еще африканцы верили, что шрапнель есть не особый снаряд, а колдовство белых, позволяющее транспортировать отделение солдат в нужную точку (из разрыва выпадает масса маленьких солдат, которые потом вырастают до нормальных человеческих размеров), так что при обстреле многие воины не искали укрытий, а старались поразить из своих винтовок облака шрапнельных разрывов. А командиры в части часто направлялись без соответствующих приказов – их просто посылали в армию, даже не назначив на должность и не определив задач!
Иллюстратор: Peter Dennis
Сами англичане смогли противопоставить стотысячной силе только два регулярных подразделения полиции общей сложностью 750 человек, какое-то неустановленное число добровольцев из белых переселенцев (им обещали бесплатную землю или права на разработку рудников) и 700 африканских союзников. Словом, численный перевес почти во всех битвах той войны выходил 18:1 в пользу Лобенгула. Вот только реализовать этот преимущество так и не получилось.
Особенно показательной оказалась битва при Бембези, случившаяся 1 ноября 1893 года, когда 6000 черных воинов штурмовали позиции 700 белых. Атака шла по открытой местности при отличной видимости на господствующие высоты – грубейшее нарушение всех тактических основ. Хотя, в принципе, начиналось все неплохо – удалось вспугнуть и разогнать всех лошадей и быков англичан – лишившись тяги, колонисты не смогли бы долго сопротивляться, так что их разгром был бы лишь вопросом времени. Но под обстрелом часть солдат под руководством капитана нашла в себе смелость броситься наперерез обезумевшим животным, а один из пулеметных расчетов лейтенанта Тиндейл-Биско, стоявший вне укрепления фургонов на правом фланге, короткими очередями сумел поставить завесу из пыли на пути бегущего табуна, отчего тот повернул обратно и в результате был загнан обратно в лагерь.
Английские солдаты с пулеметом Максима в ходе англо-бурской войны
Собственно, африканская атака сводилась к попытке пробраться на дистанцию прямого броска (100 ярдов и ближе), а англичане ей препятствовали – в рукопашной у них не имелось никаких шансов. И главным средством противодействия явились 5 пулеметов Максима. В результате туземцы по самым скромным прикидкам потеряли 2500 человек только убитыми. Это против 4 убитых у белых. Причем одного солдата из этих четырех убили в самом начала сражения – напав на спешившийся дозор в тумане и заколов замешкавшегося ассегаями.
После отражения атаки англичане примкнули штыки и пошли зачищать буш. По ним стреляли, но никого даже не ранили. Всего битва заняла 2 часа 10 минут.
После сражения многие англичане фотографировались на фоне пулеметов на память. Они прекрасно понимали, кому и чему они обязаны такой ошеломляющей победой. Начиналась эра автоматического оружия.