Самое абсурдное поражение в военной истории

Прoсмoтрoв:
357
Кoммeнтaриeв:
2

Мнoжeствo знaчимыx срaжeний мирoвoй вoeннoй истории часто заканчивались с удивляющим современников результатом. Только потомки-исследователи могли сказать: проиграли «оттого, что в кузнице гвоздя не хватило». Многие битвы имели бы совсем другой исход, если бы не случайности.

К примеру, создавшая государственность Франции победа при Бувине (1214 г) могла принадлежать и англо-германским противникам французов: король Филипп был сбит с коня и мог быть убит, но оруженосцы отстояли неподвижного (неудобные доспехи!) сюзерена, вновь усадили на коня. Да и если бы лорд Стенли не изменил Ричарду, Англией долго бы еще правили английские по крови правители, а не валлийцы (Тюдоры), шотландцы (Стюарты) и немцы (Ганноверцы).

Но все эти неожиданные для современников концовки сражений, по крайней мере, могут быть объяснены военными историками. Итог сражения при Карансебеше ни один из них не мог бы не только предсказать, но и разумно объяснить. Попробуем разобраться, что нужно для того, чтоб более чем стотысячная армия сама себя победила и бежала бы от самой себя с поля боя?

Многонациональность, гусары, виноградная водка и артиллерия – рецепт тотального поражения при отсутствии противника

Когда началась Русско-турецкая война 1778 года, австрийский император Иосиф II решил, что и его Восточной Империи (Österreich) надо урвать от Блистательной порты земли и население. И стотысячная армия, состоящая из хорватов, итальянцев, венгров, немцев, словаков, румын и чехов пошла в наступление. Армия дошла до румынской реки Тимиш, за которой австрийцев должно было уже ждать сражение с турками. Император и главнокомандующий Иосиф II довольно мудро не стал форсировать водную преграду ночью, а послал в разведку полк гусар (для обнаружения противника) и пару батальонов пехоты (для сооружения переправы).

К этим распоряжениям не подкопаться: всё по делу, гусары — отличные разведчики, да и найти место для понтонного моста тоже было важно.

В составе гусарского полка были, в основном, венгры (командовал ими немец), а в пехотном подразделении доминировали славяне, хорваты и румыны. Последние, из-за многовековой оккупации, испытывали особенный страх перед турками. И далеко не все пехотные офицеры знали немецкий язык. Тем более – венгерский.

Между тем, отличные разведчики, венгерские гусары, убедившись в отсутствии неприятеля, смогли «разведать» нечто куда более интересное. А именно то, что у кочевавшего по другому берегу реки цыганского табора имеются на возах бочки с виноградной водкой! И ни один ученый позднее не смог доказать, что именно таким был зловещий план турецкого генштаба. Но вот сохранить результат разведрейда в тайне от пехотинцев им не удалось.

Крики «ракия!» на венгерском, «оузо!» на румынском и «водка!» на сербском повели в ночной бой за самопальное цыганское бренди все передовые подразделения. Раздались первые выстрелы: сражаться за лишние галлоны спиртного всегда интереснее чем за туманные цели батюшки-императора. Немецкие офицеры дисциплинированно закричали: «Хальт!» («Стоп, Стоять!»).

Историки свидетельствуют, что именно эти крики стали роковой ошибкой: вместо «хальт!», забритым в пехоту многонациональной армии румынам и сербам с хорватами послышалось «Алла!» (боевой клич турок). В мгновенно охватившей всех панике, окровавленные, раненые гусары и пехотинцы бросились сбежать, смели охрану главного лагеря с воплями «турки идут!». Командующий гвардейской артиллерией, охранявшей ставку Императора, даже успел дать пару залпов в направлении «турок», но батарею затоптали. Как и пытавшегося сесть на коня Иосифа II. Но император как-то выжил, а вот его адъютант и приближенный были затоптаны солдатами насмерть.

А турок подумал: «ученья идут»

Итоги битвы у Карансебеше расходятся даже у въедливых западноевропейских ученых. В разные годы сообщалась о разном числе убитых и раненых: от 578 нижних чинов и 25-ти офицеров, до двух и даже десяти тысяч (последняя цифра считается завышенной). Вероятно, это расхождение появилось по той причине, что к утру турки все же явились на место сражения. И очень удивились: кто разгромил наших врагов?

Но удивление наверняка не помешало им бросить в погоню легкую кавалерию, которая и могла увеличить потери удиравших без всякого командования австрийцев не только до десяти тысяч, но и до большей цифры. А битва при Карансебеше вошла в число самых абсурдных сражений всех времен, одна из посвященных этому событию монографий так и называется: «The 5 Most Idiotic Wars Ever Rought».