Прoсмoтрoв:
Кoммeнтaриeв:
Этa трaгeдия случилaсь 10 aвгустa 1985 года на Приморском побережье в бухте Чажма. Многие из документов по этому делу все еще засекречены, хотя по времени их можно было уже обнародовать. Тем не менее об этом стоит рассказать.
Опыт техногенной катастрофы в Чажме печален, в рейтинге ядерных катастроф мира она входит в пятерку самых крупных, исключая Фукусиму. Эту аварию называют Чернобыльской репетицией, не только из-за того, что она произошла за год до этого. Некоторые специалисты говорят, что если бы данные по этому происшествию были представлены в полном объеме, а их в то время засекретили даже от высших чинов, то возможно Чернобыля удалось бы избежать. Но, как и большинство подобных аварий, она несла человеческий фактор, как во время происшествия, так и позже по сокрытию деталей. Так что же все-таки произошло в этой самой бухте?
9 августа 1985 года субмарина К-431 стояла на ремонте у пирса. Необходимо было заменить в реакторе отработанные ТВЭЛы. Непосредственно этим занимались специалисты береговой технической базы (БТБ). Они это проделывали уже не один раз, что возможно и сказалось на некотором пренебрежении правилами перезарядки активных зон реактора.
На лодке было установлено специальное устройство в виде домика. Оно позволяло загерметизировать открытый реактор во время работ, и произвести их безопасно. Подошла плавучая тех.база и была пришвартована к лодке. Перезарядка была успешно завершена, крышка реактора была закрыта. Осталось провести испытания гидравликой на плотность закрытия крышки. В ходе испытаний стало ясно, что крышка прилегает не плотно. В месте стыка был обнаружена помеха. Нужно снова демонтировать крышку. Все работы перенесли на следующий день.
10 августа начали демонтаж крышки злополучного реактора. Удаление помехи решено было провести самостоятельно, не оповестив при этом вышестоящее начальство, как того требует инструкция. Не оповестили окружающих командой “Атом”. Крепления были сняты и плавмастерская начала подъем крышки. Поднять решили простыми стропами, когда нужно было жесткой сцепкой и поставить специальный упор, а также необходимо застопорить компенсаторную решетку, которая была под крышкой, чего сделано не было.
Сработал человеческий фактор – надо сделать быстро, в срок. Тем более делали это не раз. При подъеме стропами крышку перекосило, компенсаторная решетка зацепилась и начала подниматься, а вместе с ней тепловыводящие элементы (ТВЭЛы). Никто этого не заметил. Если приподнять выше положенного уровня происходит цепная реакция и тепловой выброс.
В субботу 10 августа, как позже выяснилось, несколько офицеров без разрешения на торпедолове решили отправиться на рыбалку. Торпедолов, несмотря на поданные ему сигналы прошел рядом с К-431 и поднял волну, которая раскачала крышку на стропах и выдернула зацепившиеся ТВЭЛы. Произошел взрыв. Многотонная крышка высоко взлетела и рухнула на реактор лодки, разорвав борт. От взрыва плавучая мастерская была отброшена в бухту, везде разбросало ядерное топливо. В воздух была выброшена большая доза радионуклеидов, которые неумолимо заражали все вокруг.
На реакторе работали 8 офицеров и 2 матроса, которые моментально погибли во время выброса. Позже нашли обручальное кольцо одного из погибших. По нему экспертиза установила, что уровень заражения в эпицентре составлял порядка 90 000 рентген в час.
К ликвидации последствий аварии были привлечены более 2 тысяч человек. Была очищена большая территория, непосредственно рядом с взрывом был снят грунт и бетонные покрытия. Большим плюсом стал сильный дождь, который прибил к земле радиоактивную пыль. По подсчетам всего пострадало 950 человек. Саму же лодку отбуксировали в бухту Павловского, где она простояла до 2010 года, затем была утилизирована.
Эту аварию засекретили от общественных масс, со многих брали подписки о неразглашении. Она, как и подобные ей трагедии послужила символом банальной глупости и халатности людей.