Новогодняя елка: история появления в России

Прoсмoтрoв:
481
Кoммeнтaриeв:
2

Дeд Мoрoз, Снeгурoчкa, пoдaрки и мaндaрины. И ёлкa. Сeгoдня нeвoзмoжнo прeдстaвить Новый год и Рождество без этой пушистой красавицы. Казалось бы, ёлка с самого начала своего существования была праздничным зимним деревом, однако это не так. Какие же трудности преодолела ёлка в России перед тем, как стать главным деревом зимних праздников.

Ёлка, как символ кладбища и кабака

Дерево смерти, проводник в мир мертвых и «украшение» могильников — традиционный образ ёлки у русского народа, существовавший до XVII века, не совсем совпадал с современным праздничным представлением о дереве. Между двумя ёлками хоронили самоубийц, хвойные ветки бросали на дорогу на кладбище, лапами дерева укрывали могилу зимой, а где-то вообще запрещали сажать ели около дома — опасались смерти мужчин. Потусторонняя символика отражалась и в устном народном творчестве, даже одно из имен черта звучало как «ёлс».

Переход ёлки на «светлую сторону» начался в петровскую эпоху. Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления – не с момента Сотворения мира, а от Рождества Христова — и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Рекомендации о том, как организовывать праздник, тоже прикладывались. Украшение столицы хвоей, запуск ракет и зажигание огней – основные пункты новогоднего предписания. Ёлка постепенно становилась символом праздника, но окончательно закрепиться в роли главного дерева Нового года ей пока мешали другие «колючие», разрешенные для украшения зданий, и расположение – петровский указ требовал ставить дерево не внутри помещения, а снаружи.

После смерти Петра I ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно по ёлкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. За ёлочную особенность в народе кабаки стали называться «Иванами-ёлкиными» и просто «ёлками».

Царское благословение для рождественской ёлки

В России первые рождественские ёлки появились лишь в начале XIX века. Деревья на праздник ставили в своих домах петербургские немцы. Выходцы из Германии, для которых ёлка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. Вот только процесс «ассимиляции» хвойной красавицы проходил довольно тяжело. В 20-30-е годы XIX века в дом дерево еще не пускали и воспринимали его как немецкую причуду.

Первопроходцем по «внедрению» ёлок в России считается Николай I — в конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и ёлка проникла в дома столичной аристократии. Однако позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной ёлки достигала 200 рублей. Тогда за 350 рублей семья могла «нанять» крестьянскую избу на год! Ёлочный ажиотаж захватил Петербург к середине 40-х годов XIX века. О ёлках писали в журналах и газетах, дерево появилось в домах у простого населения, а к концу десятилетия их начали продавать на праздничных ярмарках.

Ёлочные базары и дети-разбойники

В середине XIX века рождественская торговля выделилась в отдельную отрасль. «Славянская традиция большого стола наложила свой отпечаток на ассортимент товаров — мороженая птица, битые свиньи, туши, которые рубили прямо на снегу. Промёрзших посетителей угощали сбитнем — сладким горячим питьем на меду и травах. Не обходилось на ярмарках и без ёлок, а где они, там и игрушки с подарками. В Петербурге посмотреть на такие ярмарки специально вывозили институток в каретах», — рассказывает старший научный сотрудник Музея Москвы Мария Калиш.

Ёлки продавали в самых просторных и многолюдных местах: на городских площадях и замерзших реках, около гостиных дворов, а позже и на специальных ёлочных базарах. Туда их привозили крестьяне. «Свои» поставщики снижали цены на деревья, но до сих пор не каждая семья могла купить ёлку, ведь ее еще нужно было украсить, а значит, дополнительно приобрести игрушки и подарки. Столичная знать, не испытывающая подобных проблем, устраивала между собой ёлочные соревнования — чье дерево выше, богаче и наряднее.

К концу столетия петербургская ёлочная мода вышла за пределы столицы и распространилась на усадьбы и дома помещиков. А вместе с деревом пришли и немецкие традиции праздника. Рождественская ёлка считалась событием семейным, частным. Поначалу таинство появления дерева в доме и его подготовки к празднику было доступно только взрослым — младшие члены семьи видели результат труда родителей только в день Рождества, но со временем и дети стали принимать участие в украшении ёлки. На нее вешали конфеты, золоченые орехи и яблоки. В Москве это был определенный сорт фруктов — небольшие крымские яблоки, которые специально привозили на ярмарки к Рождеству. Игрушки и украшения покупали или делали дома – вырезали цветные флажки из картона, золотили орехи, конструировали хлопушки. Украшенная ёлка «жила» всего несколько часов. По той же немецкой традиции дерево отдавали детям на разграбление — его нужно было разорить. Ёлку валили на пол, снимали все съедобное и срывали игрушки вместе с ветками.

Борьба за хвойную жизнь

На рубеже веков нормой стали общественные ёлки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, не зависимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Благотворительные ёлки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники и для детей рабочих.

Беззаботная и счастливая ёлочная жизнь закончилась с приходом к власти большевиков — они активно боролись с «религиозными предрассудками». Рождество получило клеймо «дня спаивания народа», и праздник отменили в 1929 году. Запретили и ёлку. По вечерам накануне Рождества на улицах появлялись патрули, которые высматривали спрятанные в домах незаконные деревья, в школах вместо ёлок проходили антирождественские вечера.

Опала закончилась в 1935 году — партия приняла предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку». На смену Рождеству пришел Новый год. Поток деревьев сразу хлынул на рынки страны, украшенные ёлки появились в учебных заведениях и на катках. За считанные дни дореволюционный праздник был возвращен, а ёлка вышла «из подполья» как символ счастливого советского детства.

Ёлка стала обязательной — все учреждения от детского сада до завода должны были проводить новогодние мероприятия по заранее одобренным сценарию и программе. После Великой Отечественной войны идеологизация праздника усилилась — книжки с инструкциями Сталина к Новому году выпускали миллионными тиражами. Резко возросло производство ёлочных игрушек и украшений, но не простых, а правильных и нужных. Красноармейцы, дирижабли и подводные лодки отражали успехи и силу страны. Смысловое содержание игрушек утверждали специально созданные при заводах комитеты и комиссии.

В 90-е годы XX века ёлка освободилась от политической окраски. Пройдя через войны и смену власти, она смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника. Пускай и новогоднего, а не рождественского.