«Иван Грозный убивает сына»: запрещенная и скандальная картина XIX века

Прoсмoтрoв:
741
Кoммeнтaриeв:
1

Сaнкт-Пeтeрбург кoнцa дeвятнaдцaтoгo стoлeтия. Нeoжидaннo в тридцатитрехлетнем возрасте трагически погибает Всеволод Гаршин. Григорий Мясоедов в состоянии аффекта чуть не убивает сына. Что объединяет писателя и художника?

Оказывается, недавно Илья Репин писал с них персонажей для будущего шедевра – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Что это, совпадение? Или возмездие? Про Репина и без этого ходила дурная слава…

События далекого 1885 года

Товарищество передвижников открывает традиционную ежегодную выставку. Случайность или мистика, но в 1885 году она становится тринадцатой по счету. Илья Репин заканчивает работу над Иваном Грозным и представляет ее зрителям. Первая реакция любителей живописи была единодушной: картина наводит ужас обилием крови и античеловеческим сюжетом детоубийства.

Приказом царя публичная демонстрация полотна была запрещена. Художник был обвинен в клевете на особу царского рода. А служители церкви говорили о сотрудничестве Репина с дьявольскими силами.

Тогда Павел Третьяков выкупил скандальное полотно для своей галереи. Но и в Третьяковке судьба картины не стала благополучнее. Несколько лет она хранилась в закрытом помещении и была недоступной для посетителей. А служащие проходили со страхом мимо закрытой двери.

Виновен ли Иван Грозный?

Что же такого изобразил Илья Репин? Почему произведение живописи нагнетало состояние ужаса?

На холсте высотой в два метра две мужские фигуры. Художник изобразил не момент убийства, а его последствия. Свершившийся факт. Царевич еще дышит, глаза его открыты, но смотрят в пустоту. Царь Иван поддерживает безвольное тело сына, а правой рукой прижимает окровавленную голову наследника. Кровь стекает из раны на виске, пальцы царя-убийцы перепачканы кровью, которая медленно стекает на нательный крест умирающего царевича.

Задний план полотна серый, мрачный, тускло освещенный. Слева – опрокинутое кресло. На полу – огромных размеров ярко-красный персидский ковер. Кажется, что он пропитывается кровью и расползается, заполняя все пространство кровавой массой.

На переднем плане – брошенный металлический жезл. Предмет, которым был нанесен удар. Как это произошло: случайно или преднамеренно? Что послужило причиной гнева Ивана Грозного? Истинная причина не ясна: то ли это была вспышка неконтролируемой ярости, то ли между отцом и сыном возникла ссора, то ли была на то иная, известная только им двоим драма.

Летописцы XVII столетия называли как разные даты кончины царевича, так и разные причины смерти. Репин взял сюжет из популярного в XIX веке издания Г.Карамзина «История государства Российского».

Художник проявил себя как истинный мастер и хороший психолог. Он схватил глубинную суть произошедшей трагедии: Иван Грозный осознает, что свершилось. Глаза его горят не ненавистью, а кричат немой болью: «Что я натворил? На кого поднял руку?». Он осознает свой нечеловеческий поступок, но понимает, что не может отмотать время назад, изменить произошедшее. Его безумные глаза пугают больше, чем обилие крови.

Сомнения и страсти

Позже в воспоминаниях Репин поделился душевными муками в процессе работы над картиной. Он говорил, что боялся подходить к холсту и браться за краски, чуя недоброе, но отступить от задуманного не мог. Вот и не сдержался: выплеснул на полотно обуревавшие им страсти.

Близость с персонажами полотна пагубно сказалась на натурщиках. Мясоедов, позирующий для царя, не находил душевной близости с сыном. Говорили, он даже пытался убить его. После этого инцидента мальчик был взят на воспитание в семью близких друзей. Трагично сложилась судьба Всеволода Гаршина, с которого Репин писал царевича. В апреле 1988 года жизнь писателя оборвалась. Причина – самоубийство.

Прошло время

Страшное событие обрушилось на полотно в 1913 году. Впервые в России свершился акт вандализма. В зале Третьяковской галереи начинающий иконописец в истерике набросился на Ивана Грозного с ножом в руках. Полотну были нанесены серьезные повреждения. Реставраторы сумели залечить раны на холсте, но душа юноши осталась покалеченной. Абрам Балашов, так звали юношу, оказался в клинике для душевнобольных.

На этом давление на зрителей царя Ивана Грозного не закончилось. В мае 2018 года картине был нанесен повторный ущерб. Хулиган разбил защитное стекло и нанес несколько зловещих ударов.

В прессе писали, что злоумышленник возражал против художественной трактовки исторических событий. Но ведь Илья Репин не хронограф, а творец, имеющий право на художественное воплощение своих идей и представлений. К тому же, что греха таить, делал он это хорошо. Мастерски.