Прoсмoтрoв:
206
Кoммeнтaриeв:
Aрaбский мир нe пeрeстaёт мaнить eврoпeйцeв свoими зaгaдкaми и чувственными аспектами культуры, которую часто формировали далеко не представители сильного пола. Удивительно, но прекрасные рабыни кайны во многом повлияли на становление арабского искусства, доказав, что женщинам подвластно очень многое.
Очень часто в заметках путешественников, что видели кайн, были восхищение и преклонение перед очаровательными красавицами, что так отличались от других женщин. Это неудивительно – кайны чаще всего не принадлежали к арабским национальностям, а вот владеть должны были многими искусствами в абсолютном совершенстве.
В погоне за молодостью
Называть кайн куртизанками не совсем правильно. Скорее, это были рабыни, которые служили в зависимости от состоятельности своего хозяина. Если они содержались при богатом дворе, то чаще всего становились искусными танцовщицами или поэтессами. Если кайну приобретал бедняк, то ей нередко приходилось зарабатывать на жизнь, торгуя своим телом. Главной функцией кайны было развлечение гостей или своего господина. Многие представительницы этой профессии прекрасно играли на музыкальных инструментах, могли поддерживать беседы на самые разные темы, воплощали собой совершенство в танце.
Пока кайна была молода, ей необходимо было использовать все свои способности, чтобы очаровать знатного мужчину. Только так она могла обрести относительную свободу, если покровитель сделает её своей наложницей или даже женой. Во время своих выступлений рабыни не должны были прятать свои лица, как другие женщины. Очень часто они даже специально соблазняли гостей, чтобы воспользоваться возможностью очаровать мужчину, который мог бы решить её судьбу.
Избранные пленницы
Исследователи считают, что кайны появились ещё в древнейший период, когда ислам ещё не распространился в арабском мире. С распространением мусульманства кайн стали отбирать среди пленниц. Главным критерием была привлекательность и данные к творческим занятиям. Если в начале своего появления слово «кайнат» означало подобие служанки, то впоследствии изменило своё значение. Теперь им именовали «рабыню-певицу», которая должна была обладать всеми необходимыми качествами для прекрасных выступлений, что радовали бы и взор, и слух гостей.
Отличительной чертой кайн были их яркие наряды, которые создавались, чтобы подчеркнуть красоту женской фигуры. Часто кайны были чернокожими или вовсе обладательницами светлой кожи, что уже выглядело достаточно экзотично. Они стремились украсить себя разнообразными драгоценностями, многие из которых получали в дар от покровителей. Часто на голове они крепили повязки, на которых были написаны фразы, что считались девизом определённой кайны. Так, у одной из них была надпись «Делай всё, что вздумается», что осуждалось высокоморальными современниками, ведь считалось, что это весьма откровенный призыв, звучащий от женщины.
Просто товар
Один из известных историков прошлого, Аль-Джахиз в своих работах рассказывал о кайнах как о непорядочных женщинах. Он отмечал, что они часто выступают в публичных заведениях, где стремятся обольстить богатых. Также он осуждал их за то, что любовь этих женщин часто направлена на деньги, а не на самого мужчину. Он вспоминал, как одна из кайн лично предупреждала своего покровителя от проделок «коллег», что могли пойти на всё, лишь бы получить ценные дары и богатое вознаграждение.
В обществе к кайнам также относились не слишком уважительно. Они считались лишь вещами, которые принадлежали определённым людям. Если же кайны были красивы и талантливы настолько, что их хозяева зависели от них, то всё равно не переставали цениться на уровне дорогих товаров. При желании любой владелец мог продать или преподнести кайну в подарок, как и самую обычную неодушевлённую вещь. Учитывая этот факт, стоит ли осуждать этих женщин за то, что они стремились к лучшей жизни?
Вопреки рабской судьбе
Несмотря на все трудности, кайны смогли достичь высот в том, что было подвластно этим женщинам. Они открыли целую эпоху арабского стихосложения, многие из кайн стали известными благодаря своим глубоким и утончённым литературным творениям. Считается, что в период власти Абассидов кайны достигли такого расцвета, что сами считались знатными дамами и даже имели право владеть несколькими рабами. Это время считается «золотой эпохой» кайн. Именно тогда выделяются несколько женщин этой профессии – все они оказали влияние на развитие литературы Востока.
Одна из них – Ариб. Она считалась дочерью рабыни, рождённой от могущественного визиря. Несмотря на наполовину аристократическое происхождение, Ариб также считалась рабыней, однако всё её поведение говорило об обратном. Считают, что на её взгляды повлияла наставница-христианка, которая и воспитала в девочке такое свободолюбие. Когда Ариб повзрослела, то неоднократно совершала весьма дерзкие поступки. Однажды она даже сбежала с одним из посетителей её хозяина. Правда, вскоре он не оправдал её надежд, а потому кайна вернулась «домой».
Ариб стала известна своими длинными песнями, которые были сложены по всем правилам – как литературным, так и музыкальным. Другие её «коллеги» также внесли свой вклад в становление особенностей поэзии и мелодики. Нередко в своих протяжных песнях кайны рассказывали о вечной любви, что была недоступна им, рабыням, а также о тайных любовных желаниях, что часто волнуют людей. Такая поэзия сама по себе нередко становилась неповторимым средством обольщения.
Кайны стали украшением арабского мира, но какой ценой? Многие эти женщины до конца дней чувствовали себя невольницами. Их власть и влияние на мужчин часто заканчивались тогда, когда проходила молодость. И всё равно искусство кайн осталось жить в памяти людей, став символом чувственной силы и бесконечного порыва сильной женщины, мечтающей о свободе и простом счастье.