Почему ржавеет железо и другие секреты химии

Прoсмoтрoв:
205
Кoммeнтaриeв:

Xимичeскиe прoцeссы прoисxoдят нeвидимo для нaс и нeпрeрывнo во всем мире. Для того, чтобы обнаружить их, не надо ходить в лаборатории. Вокруг нас—в поле, в доме, за обеденным столом вы постоянно сталкиваетесь с химическими явлениями. Мало того, вы сами представляете собой ходячую химическую лабораторию, ибо дыхание, кровообращение, мускульные движения( пищеварение — все эти жизненно необходимые функции нашего тела сопровождаются сложными химическими процессами. На все это у нас закрыты глаза. Мы ходим и не видим, не замечаем интересных и важных процессов, происходящих в окружающей нас обстановке, а если и замечаем, то часто не поникаем их. Берем наудачу несколько фактов, когда химические процессы в окружающей нас обстановке становятся для нас заметными, и попытаемся объяснить их.

Горящее железо

Отчего ржавеет железо? Известно, что железо горит в чистом кислороде» а в мелко раздробленном виде даже на воздухе. Это оно сгорает, когда сыплются искры из-под молота кузнеца, когда лошадь иыбивает искры ударом подковы о камень мостовой, когда курильщик крутит свою зажигалку. Горение, это —бурное соединение с кислородом, окисление, сопровождаемое нагреванием до степени свечения. Но тела окисляются и более медленно» давая в результате тот же продукт, как при сгорании. Вот и слышишь нередко в бъяснении, что железо ржавеет Потому, что окисляется на воздухе. Нет! Дело сложнее! Железо в сухом воздухе не окисляется, не ржавеет и ржавчина имеет более сложный состав, чем окись железа — окалина. Железо ржавеет только во влажном воздухе, содержащем угольный ангидрид (углекислый газ). В перегнанной воде оно тоже может храниться не ржавея. Так как в воздухе есть влага, а в воде растворенный кислород, то в обоих случаях налицо углекислый газ. Железо требует особых мер предохранения от ржавления. Оттого напр. кровли, мосты и т. д. окрашивают масляной краской. Ежегодное уничтожение железа ржавчиной в мировом масштабе колоссально. По счастью такому уничтожению слепыми силами природы железа, с таким трудом добываемого и обрабатываемого людьми, скоро будет положен конец.

Крепче камня

Как ни странно на первый взгляд, бетон, то есть смесь цемента с камнями не крупных размеров, прочнее гранита. Гранит с годами выветривается, разрушается, бетон год от года становится крепче. Не говоря уж о том, что легче отлить из полужидкого бетона массив любых размеров и формы, чем вы тесать его из твердого гранита. Вода, на которой замешан бетон, входит с его цементом в особое химическое соединение. При этом бетон «схватывается»—обращается в сплошной твердый монолит и с годами все более затвердевает. При разрушении старинных римских стен они ломаются по камню, но не по цементному шву. Пока не сделали химического анализа древнеримского цемента, думали, что он имел какой-то особый, нам неизвестный состав. Причиной же его особой прочности оказалось только время. Таким образом цемент и бетон представляют редкое исключение из всех строительных материалов, не разрушаясь, а становясь прочнее с годами.

Чтобы лучше горел, храните в воде

Каменный уголь, особенно не свободный от содержания серы, медленно окисляется в воздухе и постепенно теряет часть своей теплотворной способности. Если к сложенному в большом количестве углю свободно притекает влажный воздух, процесс окислению может пойти с таким повышением температуры, что уголь загорится. Под водой или без доступа воздуха уголь можно хранить годами.

Смертельный газ в комнате

Что такое угар? А это смотря по тому, кого спросите. Текстильщик ответит, что это—уменьшение веса материала при выработке пряжи и тканей. Металлист назовет угаром убыль веса металла при обработке. Обыватель скажет—запах непрогоревших угольев в самоваре, и он будете прав: угар, или точнее угарный газ (окись углерода), запаха не имеет. Но правда то, что в продуктах неполного сгорания угля содержатся газы, имеющие замах, и по их-то присутствию определяют опасность угара — отравления окисью углерода. К сожалению, последняя нередко выделяется и без сопровождения пахнущих газов. Окись углерода — поистине страшный газ. Для смертельного отравления достаточно присутствия одной десятой процента ее в воз духе и даже половина этого количества вызывает тяжелое заболевание. Но самое опасное в угарном газе—то, что неизмеримо ничтожные доли его, вдыхаемые продолжительное время, ведут к хроническому угоранию, которого даже нс замечают до тех пор, пока оно не вызовет развития неизлечимого малокровия.

Угар имеется всюду, где только есть металлические печи, кухонные плиты, жаровни, самовары, утюги и… курильщики. Курящий отравляет окисью углерода не только себя, но и воздух помещения, в котором курит. Окись углерода, как вода через сито, проходит через раскаленный чугун и железо, вот почему и опасны печи. Кроме того она поглощается раскаленным металлом и выделяется при охлаждении. Отсюда утюг, как источник угара, отсюда и хронические головные боли гладильщиц. Самым же опасным источником этого страшного яда служат жаровни. Оттого-то и вредны профессии, как паяльщик, столяр, переплетчик, заклепщик и пр.