Методы лечения женщин в Древней Греции

Прoсмoтрoв:
213
Кoммeнтaриeв:

Xoтя грeки были oднoжёнцaми, жизнь грeчaнoк былa пoxoжeй нa ту, чтo трaдициoннo вeли в мусульманских странах. Гречанки жили на женской половине дома и выходили в город только в самом крайнем случае, скрывая лицо завесой. Считалось, что лучше не делать этого до достижения старости. Но не только быт представлял трудности. Представления об анатомии женщин и их лечении были, на современный взгляд, совершенно дикарскими.

В общем и целом многие болезни женщинам лечили так же, как мужчинам. Но был нюанс. Если мужчинам советовали обязательно добавить к курсу лечения занятия гимнастикой, или бегом, или музыкой, или пением, для женщины это всё считалось не только ненужным, но и даже предосудительным. Главной «гимнастикой» для женщины был труд по дому, да ещё простые развлечения вроде качелей или танцев с дочерьми и рабынями за стенами гинекея — женской половины.

Изображение Деметры, богини плодородия, кисти Эвелин де Морган.

Конечно же, исключением были спартанки. Их женщинам, как и мужчинам, предписывалось много заниматься спортом. И в Спарте, и в остальной Греции женщину с физическим изъяном, несовершенной фигурой, испортившимся лицом считали виновной в своём состоянии — якобы оно отражает, в первую очередь, состояние души.

Представления врачей Древней Греции о женской анатомии кажутся очень странными. Так, Аристотель полагал, что девочка — это недоразвившийся в утробе мальчик, у которого просто гениталии не вышли нормально наружу. Казалось бы, если девочка — то же, что мальчик, то можно бы дать им равные права, но, как мы помним, греки считали отклонения от нормы знаком богов, что человек чем-то плох по натуре своей. Аристотель также считал, что от природы у женщины меньше зубов, и не знал, что влагалище и уретра не едины.

Богиня Афина покровительствовала и врачевателям тоже. Картина Ребекки Гуэй.

Популярное учение о том, что в человеке взаимодействуют четыре жидкости, давало неожиданные ходы в лечении больных. Так, женщинам с гиперменореей — опасно обильными менструациями — выпускали кровь. Логика была такая: раз крови выходит так много, значит, её слишком много в организме, и надо лишнюю стравить. Надо ли говорить, что в результате такого лечения выживали только сильнейшие?

В качестве причины той или иной хвори у женщины врач мог счесть нехватку половой жизни. Считалось, что женщины гораздо темпераментнее мужчин и просто помешаны на сексе. Так что врач мог прописать мужу больной почаще её навещать (правда, при этом даже не подразумевалось, что супруге нужен оргазм — главное, сам факт). А если ему гораздо больше нравятся юноши или общество гетер, всегда можно было купить качественно исполненный заменитель из кожи. Они были очень популярны у греческих дам.

Покровительница животных Артемида не интересовалась человеческими делами. Картина Гийом Сеньяка.

Считалось, что если непомерный женский половой инстинкт не удовлетворять, то её матка начнёт буквально блуждать по организму. Блужданием же матки объясняли преждевременные роды. Лечили в таком случае просто: клали женщине на живот немного навоза. Греки верили, что женский организм очень любит нечистоты, и матка сама устремится на нужное место, так сказать, на запах. После выкидыша на ранних сроках лечили немногим лучше: давали выпить жареные экскременты мула, размешанные в вине.

Блуждать матке было нетрудно, поскольку, по представлениям греков, у женщины в животе было много пространства. Поэтому бытовал такой способ определения беременности, как закладывание в вагину завёрнутого в тряпицу лука. Если наутро у женщины тянет луком изо рта, значит, место внутри ещё не закрыто распухшей от беременности маткой. Точных данных по эффективности метода, к сожалению, греки нам не оставили.

Другой странный способ определения беременности, который практиковался в те времена — перед глазами женщины растирали красный камень, и если пыль оседала на белки глаз, женщина считалась беременной.

Богини Афина, Гера и Афродита перед Парисом. Каждая из них по-своему покровительствовала греческой женщине. Картина Франца фон Штука.

Хотя сколько-то наследников от женщины ожидалось обязательно, греки постоянно искали эффективные способы предохранения. Там, где можно было достать действующие травы, делали из-них снадобья, в остальных местах выкручивались. Чтобы предотвратить зачатие, мужчине рекомендовали использовать большое количество смазки из оливкового и кедрового масла (а Аристотель считал, что в неё нужно добавить ещё и свинца). Женщине же советовали после соития сесть на корточки и почихать. А для самого соития — если целью беременность не была — считалась хорошей поза наездницы.

Если муж с симпосиумов (пьянок в кругу товарищей и музыкантов лёгкого поведения) приносил домой герпес, женщине приходилось несладко. По рекомендации греческих врачей, пузыри герпеса следовало выжигать раскалённым железом!

В Спарте полагали, что девушка перед первой брачной ночью может быть очень скована. Чтобы она возбудилась, ей давали айвы. Неизвестно, давали ли к айве наставления жениху и невесте по правильному поведению в постели.

Божеством правосудия тоже была дама, Фемида, и ей помогала дочь, богиня правды Дике. Портрет Фемиды от Антона Лосенко.

Большую часть греческой истории врачи избегали ведения родов и участия в них. Женщина рожала либо самостоятельно, либо с помощью подоспевшей повитухи. Врачи, правда, повитух консультировали и писали для них пособия. К врачам обращались также в случае, если роды были настолько трудные, что женщина вот-вот умрёт. Обычно она всё равно умирала, зато врач мог сделать кесарево сечение на остывающем трупе и спасти младенца. По легенде, именно так родился человек, научившийся у Афины врачеванию и ставший потом богом медицины — Асклепий.

Гиппократ очень интересовался женским организмом, настолько, что смог найти у женщины клитор (он называл его «маленькой колонной»). Знаменитый врач полагал, что мальчики и девочки развиваются у женщин в разных половинах матки, и по тому, смотрят соски вниз или вверх, можно определить пол будущего ребёнка. Кроме того, если ребёнок во время родов шёл вперёд тазом или ногами, Гиппократ считал, что помощь невозможна принципиально и ребёнка надо разрезать и вытаскивать кусочками. Довольно шокирует на фоне того, скольким древним культурам было известно, как принимать ребёнка при неправильном предлежании (пусть даже не всегда выходило успешно). Возможно, акушерки Древней Греции тоже знали, что предпринять, но Гиппократ счёл ниже своего достоинства с ними советоваться.

Увы, богини, защищавшие женщин, не могли защитить даже самих себя. Геру изнасиловал её брат Зевс, после чего ей пришлось стать его женой. Портрет Геры от Данте Габриэля Росетти.

Врачи-мужчины не имели права осматривать своих пациенток и только опрашивали их, а врачей-женщин не было. Известна отважная девушка, которая пыталась переломить эту ситуацию. Жительница Афин по имени Агнодика решила изучать медицину в Александрии. Для этого ей пришлось не только носить мужскую одежду, но и остричь волосы — для гречанки практически немыслимое действие, ведь такую причёску носили проститутки.

Однажды Агнодика явилась лечить некую заболевшую женщину. Та, конечно, наотрез отказалась допустить к себе врача. Тогда Агнодика показала потихоньку пациентке грудь. Женщина успокоилась, и Агнодика смогла осмотреть её и назначить лечение — кстати, такое, как назначали мужчинам, поскольку медицина в те времена уже продвинулась и отошла от экскрементов. Больная поправилась, но оказалась неспособна держать секреты при себе, и вскоре тайна Агнодики стала известна всей Александрии. Врачи города подали на неё жалобу. Однако во время суда толпа горожанок атаковала судей, называя их врагами женщин, и судьи разрешили не только Агнодике, но и любой женщине отныне изучать медицину и заниматься врачеванием. Правда, неизвестно, воспользовался ли этим разрешением кто-то после отважной афинянки. Всё же для обучения пришлось бы ходить в место, полное мужчин — это было очень нескромно.