Горная порода: как работают пилоты-спасатели на Эвересте

Джeйсoн Лэйнг

Лoрeнц Ньюфeр

Сaмaя бoльшaя опасность, с которой вы сталкивались в ходе спасательной операции?


Д.Л.: Предельно большие высоты, на которых мы работаем, — один из самых больших рисков. Ну   и   погода, конечно.


Л.Н.: В отдаленных районах Непала ничего не знают о вертолетах. Там существует реальная опасность, что люди будут бегать вокруг непонятной машины, попадут под хвостовой винт и т.п.

Какая самая распространенная ошибка, которую допускают альпинисты при восхождении?


Д.Л.: В прошлом году, например, в горах было очень холодно, поэтому было много обморожений. А   ошибка, которая к ним приводит, такова: люди за каким-то чертом снимают перчатки при крайне низких температурах.


Л.Н.: Гипоксия — всегда проблема. Люди, страдающие от недостатка кислорода, часто принимают неверные решения   — особенно это верно по отношению к   не слишком опытным альпинистам. Но иногда причина ошибок и в личных амбициях. Однажды я спасал человека, который ходил на Эверест три раза, и на приблизительно одной и   той же высоте у него развивался отек легких. То есть очевидно, что ему чисто в силу физических данных не нужно лезть наверх, но амбиции не позволяют ему с   этим примириться.

Как вы справляетесь с   собственными амбициями в экстремальных ситуациях?


Д.Л.: Иногда это бывает сложно. Я   стараюсь от всего отключиться и   сконцентрироваться на поставленной задаче. Мне нужно думать о   результате своих действий и о том, что я делаю. Я   всегда помню одну важную вещь: я   всего лишь одно звено в цепи, а спасательная работа —   очень сложный   процесс.

Что самое важное для пилота-спасателя?


Д.Л.: Важно хорошо ориентироваться в обстановке и уметь прояснять собственное сознание, когда ты находишься в   стрессовых условиях. Для меня это проблема, я обычно сильно напрягаюсь, а на самом деле нужно просто сделать паузу и просчитать все риски. Когда мы летали в Антарктику, нас учили считать до пяти: когда напряжение возрастает, нужно притормозить, сосчитать до пяти   и   вновь проанализировать обстоятельства.

Самый опасный маневр, который пилот вертолета может совершить высоко в горах?


Д.Л.: Если ты залетаешь в облако и   теряешь визуальные ориентиры, пиши пропало. Вероятность выбраться — меньше процента.


Л.Н.: А по-моему, самое опасное в   вертолете — это пилот. Так что самый опасный маневр   — это переоценка своих способностей.

4 факта про Эверест

8000 метров


Начало так называемой зоны   смерти — на этой высоте и выше организм уже   не способен восстанавливать ресурсы

25 миллиметров


На столько уменьшилась высота Эвереста после землетрясения 2015 года

-60 градусов Цельсия


До такой отметки может опускаться температура на   вершине. А еще и ветер   — до 78 метров в секунду (это максимальный из зафиксированных показателей, февраль 2004-го)

200+ трупов


Столько погибших альпинистов покоятся на   склонах самой высокой вершины мира. Спускать тела   вниз — слишком затратное и   энергоемкое предприятие