Прoсмoтрoв:
3507
Кoммeнтaриeв:
9
Экскурсия в сeвeрный гoрoд Пскoв – Рoссия нaчинaeтся здeсь.
Смeлoe зaявлeниe пскoвичeй, чтo Рoссия нaчинaeтся здeсь, нe являeтся туристичeскoй «зaвлeкaлoчкoй» или сoврeмeнным рeклaмным брeндoм. Нaчaлo рoссийскoй государственности связано с призванием на Русь варяжских князей – Рюрика, Трувора и Синеуса. Согласно «Повести временных лет» Рюрик, прародитель российских царей и цвета российского дворянства (даже «наше всё» — А.С.Пушкин – в каком-то колене Рюрикович) сел править в Новгороде Великом, Синеус утвердился в «Белеозере», а Трувор сел в Изборске, городе-крепости, в 30 км от современного Пскова, об Изборске мы Вам ещё расскажем. Псков старше Москвы, первое письменное упоминание о нём относится к 903 г. и связано с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге.
Псков, конечно же, существовал и до Ольги, но не как город-крепость, а как обычное славянское поселение. Псков как город-воин начинается с Ольги. Согласно легенде, княгиня Ольга стояла на берегу реки Великой и любовалась панорамой. В этот момент ей предстало видение: в небе сверкнули три всполоха, от них сошли три луча и соединились на противоположном берегу, засияв невиданным светом. На том месте, где возникло свечение, Ольга повелела возвести собор в честь Святой Троицы, а вокруг – «град велик и славен». Так, утверждают, появился Псков, а в нём – Троицкий собор, самый первый христианский храм в России. Его построили в Х веке ещё задолго до крещения Руси Святым Владимиром, внуком княгини Ольги.
В Завеличье (т.е. на берегу реки Великой) на Ольгинской набережной на месте, с которого княгиня Ольга наблюдала небесное знамение, ныне установлена изящная часовня. Часовня украшена барельефным изображением легендарной княгини. Интересно, что для создания этого образа художник – автор барельефа проанализировал 200 портретов коренных псковитянок с именем Ольга.
Прекраса-Ольга-Елена личность историческая и одновременно легендарная. Именно она упоминается и в «Песне о вещем Олеге», и в учебнике истории –помните, жестокую и вероломную правительницу, сжёгшую заживо древлянское посольство и спалившую Искоростень в отместку за смерть мужа? И одновременно – это первая русская православная святая, мудрая княгиня, долгое время бывшая регентшей при своём малолетнем сыне Святославе, отце князя Владимира Красно Солнышко. Дочь простого перевозчика, первая женщина-правительница на Руси, одна из первых русских христианок, крещёная лично императором Константином, долгожительница, прожившая около 80 лет – неслыханно по тем временам.
Церковь Успения с Парома и звонница в Завеличье, рядом с Ольгинской часовней. Обратите внимание, как красив вечерний Псков!
Башни древнего Псковского Кремля. Построен он из белого камня, который тут везде под ногами. Строили на скалах, выдалбливали ров, а камень пускали на строительство стен. Кстати, у псковского кремля есть имя собственное, он называется Кром – от слова «укромный», и никогда не был княжьей резиденцией, скорее сейфом, в котором горожане хранили свои припасы в мирное время и куда прятались от нападений врага в военное.
Кстати, эта средневековая башня такой европейской, западной архитектуры – тоже из белого камня, красной её делает вечернее освещение. Слева от неё можно наблюдать тёмные руины церквей Довмонтова Городища, а справа белеет Троицкий Собор со звонницей.
Со Пскова начинается Россия не только в историческом, но и в географическом смысле: всё тут рядом, и Польша и Прибалтика, Германия и Швеция. До границы с Эстонией – 120 км, мы нечаянно словили на телефон эстонский роуминг, чуть без денег не остались. Псков первым принимал на себя удар иноземных захватчиков, но одновременно состоял в тесных торговых связях с Ганзейским союзом, в городе было множество лавок немецких купцов. Из-за таких культурных переплетений псковские крепости тоже во многом переняли облик европейских средневековых крепостей.
Территория собственно Кремля невелика, но по мере разрастания города новые районы – посады и слободы – обносились крепостными стенами, и к ХVI веку Псков окаймляли уже пять линий обороны – пять каменных стен, построенных в разное время. Мощные стены псковского кремля ярко подсвечены в вечернее время. Кстати, поскольку толстыми крепостными стенами опоясан в несколько рядов практически весь городской центр, в современном Пскове нередко утилитарное использование памятников старинной архитектуры: часть крепостной стены аккурат напротив памятника Пушкину с Ариной Родионовной переоборудована под двухэтажное кафе.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья. 1463 год постройки. Здесь мы видим типичную неповторимую псковскую архитектуру – белокаменные белёные стены, одноглавый храм с традиционным луковичным куполом. Почти никаких внешних украшений. Но какая простота и какая мощь одновременно! Псков – город-воин и главы его храмов напоминают головы былинных русских богатырей.
Во Пскове сохранились многие старинные постройки, и это не только каменные церкви, но и каменные купеческие палаты, построенные, как и храмы, из местного известкового камня. На сегодняшний день особенно известны Палаты в Волчьих Ямах, Двор Постниковых, Двор Турбинских, Двор Русиновых, и конечно, знаменитые Поганкины Палаты, неоднократно упомянутые в нетленном произведении Вениамина Каверина «Два капитана». Каверин – уроженец этих мест, и город Энск в романе – зто вполне узнаваемый местными жителями Псков.
Перед нами – двор купца Подзноева. Со стороны он выглядит, как неприступный суровый замок. Высокие стены с небольшим количеством маленьких окон не имеют никаких украшений.
Парадное крыльцо находится во дворе.
Это действительно дом-крепость, которая должна была защитить хозяев и от иноземных врагов, и от внутригородских смут, которые тоже случались во Пскове. Городское вече было скорым на расправу.
Псковские каменные усадьбы-крепости имели определённую традиционную структуру: на первых, каменных, холодных этажах располагались склады и помещения контор, над каменным зданием возводились ещё несколько деревянных этажей, которые были жилыми, а под крышей создавались крытые галереи, чтобы жившие в доме женщины и дети могли прогуливаться на свежем воздухе, потому что выходить в город представителям богатых сословий, кроме взрослых мужчин, считалось неприличным.
Двор купца Подзноева – ещё один пример современного коммерческого использования исторического наследия предков. В этом образце традиционной псковской каменной архитектуры ныне располагаются ресторан, фешенебельная гостиница и прочие прибыльные заведения. К сожалению, не удалось узнать, насколько здание подверглось перепланировке изнутри и как такое утилитарное применение здания влияет на его сохранность.
Церковь Успения с Парома , что справа от Ольгинской часовни, с другого ракурса и при другом освещении. Белый камень, храм одноглавый, правда, есть ещё небольшая пристройка сбоку, придел в честь какого-нибудь местночтимого святого, у храма минимум украшений – только резной орнамент по барабану под главным куполом, приземистые формы. Год постройки – 1444. Пожалуй, нигде по России нет такого количества столь древних храмов, сосредоточенных на такой небольшой территории. До войны во Пскове было более 140 церквей, после войны (Псков попал в зону фашистской оккупации) осталось 42, и те лежали в руинах. Советское правительство хотело построить новый современный Псков без «тлетворного религиозного наследия», честь и слава работникам культуры и жителям города, отстоявшим архитектурное наследие нашей страны, потому что храмы древнего Пскова – не только живые свидетели многовековой истории , но и консолидирующий центр, поддерживающий боевой и патриотический дух псковичей. Псков был неприступной крепостью, его невозможно было взять осадой, «взломать». если только среди горожан не находился предатель. Именно поэтому во Пскове большое значение придавали во все времена патриотическому воспитанию, развитию в человеке крепких моральных устоев. Только здесь возник такой необычный феномен, как псковская икона – на иконах, писаных во Пскове, фоном для библейских сюжетов служат не далёкие пейзажи Палестины, а родные псковские просторы, сценки из повседневной городской жизни. По многим псковским иконам можно исследовать архитектуру, быт и нравы псковского средневековья. То есть псковская икона не уводила прихожанина в запредельные горние дали, а наоборот, поворачивала его лицом к земной Родине, которую он и должен был защищать, если являлся истинным христианином.
Купол храма – чёрный, простой, без позолоты, зато на крест «прилетела птичка» — это металлический голубок, символизирующий Святого Духа.
Крепостные стены уступами спускаются к реке Великой – одной из трёх рек, на которых расположен город Псков.
Река Великая впадает в Псковское озеро, которое, в свою очередь, соединяется с Чудским. Так что место Ледового побоища, в котором князь Александр Невский, позднее причисленный к лику святых, наголову разбил немецких рыцарей-захватчиков – это совсем недалеко отсюда.
Древний Псков расположен вдоль берега реки Великой, а река Пскова, давшая имя городу, протекает почти по центру городских укреплений. Река Пскова для псковской крепости – это бесперебойный источник воды, пищи (псковичи активно промышляли рыбной ловлей), и транспортная артерия, позволявшая быстро перемещать войска внутри крепости. А чтобы этой водной дорогой не смог воспользоваться враг, между двумя башнями – Плоской и Высокой – были устроены Водобежные ворота, перекрывавшие вход в русло реки для чужих кораблей. Сейчас в Высокой башне проводится реконструкция, Водобежные ворота планируется возродить в их историческом виде.
Рыбницкая воротная башня, под которой в старину располагался рыбный торг. Именно через неё попадают сегодня туристы на территорию древнего Крома.
Псковичи увековечили план исторического центра своего города в виде вот такого барельефа. Он находится с обратной стороны Рыбницкой башни. Обратите внимание на котика в левом верхнем углу плана.
Герб древнего Пскова – могучий барс. Кстати, барсы здесь никогда не водились. Как, впрочем, и в Казани. Такое широкое распространение образа этого зверя в наших широтах – загадка для меня.
Вид на южную стену Крома, которая называется Перси, то есть грудь. Эта стена грудью вставала на пути захватчиков, о её камни разбилась не одна вражеская атака. Хорошо видна икона Троицы над Великими воротами, которые ведут из Довмонтова городища в древний Кром.
Мы находимся внутри ещё одного чуда древней фортификации. Называется оно Захаб, и происходит то ли от древнерусского «захабень», то есть рукав, то ли от всем известного глагола «захапать». Пробив ценой неимоверных усилий брешь в воротах, нападавшие прорывались внутрь крепости и оказывались в смертельной ловушке – узком коридоре, с высоких стен которого их осыпали градом стрел и поливали кипящим варом защитники крепости. Конечно, с появлением артиллерии такие фортификационные уловки потеряли всякий смысл, они были эффективны только против пехоты.
Вот так смотрятся стены Крома изнутри.
Довмонтово городище. Здесь, в конце ХIII века при князе Довмонте на сравнительно небольшой территории бывшего городского посада было возведено более 20 каменных построек, в основном церквей, посвященных различным памятным событиям, и все они были затем огорожены вторым кольцом оборонительных стен.
Разрушили все эти церкви не во время немецко-фашистской оккупации, и даже не во время послереволюционных религиозных гонений, а гораздо раньше, во времена Петра Первого, который во время шведской компании приказал освободить эту площадку для своей артиллерии, поэтому все эти постройки были разобраны, да ещё и засыпаны землёй, чтобы пушечки вдоль стен с бойницами катать было удобнее.
Довмонт, понятно, имя не русское, по происхождению он был литовским князем, призванным на княжение Псковским вече . Псков, как и Новгород Великий, был средневековой феодальной республикой, управлявшейся общим собранием народа – но это в законодательном смысле, а для решения текущих административных и военных вопросов горожане призывали на время какого-нибудь князя «со стороны». Довмонт принял православную веру, женился не внучке Александра Невского – Марии, бессменно княжил во Пскове в течение 33 лет , показал себя выдающимся полководцем и дипломатичным правителем, расширил и укрепил город. Именно при Довмонте Псков стал входить в число крупнейших городов России и Европы. Довмонт причислен к лику православных святых (правда, с именем Тимофей) и считается небесным покровителем города Пскова.
Святотроицкий Кафедральный собор города Пскова. Вот так он выглядит с другого берега реки Великой, от подножия Ольгинской часовни.
А вот так он смотрится изнутри Псковского кремля. Здание, которое мы видим, является четвёртым по счёту из возведённых на этом месте храмов. Первый был построен ещё при княгине Ольге и простоял всего 180 лет, потому что был построен из дерева. Второй Святотроицкий собор был каменным, и простоял уже 230 лет. Он был детищем Святого Благоверного князя Всеволода, стал свидетелем возвращения с победой после Ледового Побоища на Чудском озере легендарного князя Александра Невского, простоял все 33 года Довмонтова правления, но в XIV веке его решено было перестроить согласно описанию Небесного града Иерусалима, описанного Иоанном Богословом в книге Апокалипсиса. То есть Святотроицкий собор в третьей, так сказать, редакции должен был стать архитектурным символическим изображением Рая. Этот собор простоял 320 лет, но был разрушен в начале XVII века взрывом пороха, хранившегося в Кроме, во время пожара, разгоревшегося в городе в результате очередной смуты. Поэтому в 1682-1699 гг. на месте прежнего был возведён новый Троицкий собор с абсолютно нетипичной для Пскова архитектурой, по присланному из Москвы чертежу. Собор настолько огромен, что вопреки всем канонам, он украшен семиярусным иконостасом, тогда как иконостасы церквей обычно бывают состоящими максимум из пяти ярусов.
Гора Соколиха теперь уже попала в черту разросшегося современного Пскова. А когда-то она находилась далеко за пределами города, и с этой господствующей над местностью высоты обозревал окрестности великий русский полководец – князь Александр Невский. Именно тут размещались шатры его ставки незадолго до Ледового Побоища. Здесь 24 июня 1993 г. в честь празднования 1090-летия Пскова установлен монумент «Ледовое Побоище». Он изображает дружинников Александра Невского, вставших со щитами и длинными пиками вокруг восседающего на коне великого князя. Кстати, коня Александра Невского звали «Батый», и князь, таким образом, символически попирал ногами главу Золотой Орды. Почему же памятник не установили на самом месте исторической битвы? Во-первых, очень уж там глухие места, вдалеке от основных дорог, во-вторых, заболоченные зыбкие почвы, которые вряд ли выдержат такое крупное произведение монументального искусства, и в-третьих, рельеф местности настолько сильно переменился за последние века, что установить исторически достоверное место Ледового Побоища не представляется возможным. Вот и украшает этот великолепный памятник северную оконечность города Пскова.
Текст и часть фотографий – Clone2000, за что ему отдельное спасибо.