Путешествие по Узбекистану. Бухара

Прoсмoтрoв:
3733
Кoммeнтaриeв:
9

Путeшeствиe пo Узбeкистaну. Буxaрa.
Сoбрaниe фoтoгрaфий пo истoрии Ислaмскoй aрxитeктуры.
Музыкa тoжe из этиx мeст.

Чтoбы прoслушaть файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.

Бухара — небольшой, но очень древний город с богатой историей.
Фотографий настолько много, что стоит сделать несколько постов.
Фотографии могут быть использованы в качестве иллюстраций к курсу мировой истории, истории культуры, истории религий, цивилизаций, — просто фотки, знакомящие зрителей с частью общемировой культуры.

Самые ранние слои городской культуры Бухары имеют возраст 2500 лет.
По одной из версий, “Bukhara” происходит от согдийского слова “Buxarak” – “счастливое место”.
Местные правители осуществляют чеканку монет уже со II в. до н.э.
В VII в. Бухарский союз княжеств возглавлял правитель с титулом бухар-худата.
Историк Наршахи сообщает, что бухар-худат Бидун перестроил цитадель города по плану созвездия Большой Медведицы.

В начале VIII в. арабский полководец Кутейба захватил Бухару и построил первую мечеть.
В конце IX в. среднеазиатское междуречье освобождается от власти арабов, и здесь возникает государство Саманидов со столицей в Бухаре.
При Саманидах в IX-X вв. город сильно разрастается.
Не только сам город (шахристан), но и его торгово-ремесленный пригород (рабад) окружаются высокими стенами, простоявшими до XX века.
От городских стен сейчас осталась лишь малая их часть и ворота.
Древние памятники Бухары проникнуты мусульманской культурой, в рамках которой люди создавали истинные шедевры.

Ещё я хотел бы Вам рассказать и показать, что одно из тюркских племён, придя на эти земли, завоевав и растворив в себе древнее местное население, приняло Ислам от очередных завоевателей-арабов в качестве вероисповедания, а освободившись от политической зависимости, сплавив местные древние Авестийские традиции с вновь приобретёнными ценностями нового для них вероисповедания, создало Шедевры Культуры. Это история древнего народа Средней Азии.
Население трудолюбивое и дружелюбное.
Вера – Мусульманская.
Причём древностью принятия религии и числом выдвинутых из рядов среднеазиатских народов Мыслителей, внесших значительный вклад в Историю Развития Человечества, эта страна может гордиться. Так же как и обладанием самого древнего подлинника рукописного Корана, записанного после смерти Пророка его сподвижниками. И при всём этом, страна с мирным, трудолюбивым, верующим населением живёт в чём-то так же, в чём-то – значительно лучше, чем их предки ещё какие-то 150-200 лет назад. Живёт мирно.

Благородная Бухара, Бухара Шериф – один из самых почитаемых городов исламской цивилизации. В средние века город был местом духовных проповедей таких выдающихся духовных деятелей, как имам ал-Бухари, ал-Гиджувани, Сайф ад-Дин Бохарзи, Баха ад-Дин Накшбанд. В X-XI веках Бухара – столица государства Саманидов, с XVI века – столица Бухарского ханства.
В 1920 году последний эмир Бухары был свергнут и на территории ханства образована Бухарская республика.
В 1925 году древние земли Бухары вошли в состав Узбекской ССР, а после провозглашения независимости в 1991 году в состав республики Узбекистан. Исторический центр Бухары внесён в список Мирового Наследия ЮНЕСКО.

Арк – цитадель старого города, центр бухарской государственности.
Здесь располагались дворец эмира, мечети, казначейство, правительственная канцелярия и тюрьма, где когда-то сгнили посланцы Британской империи, из-за проявленной в отношении эмира вполне обычной британской спеси и высокомерия.
На своей земле Эмир был и духовным, и государственным лидером, таким образом имевшим практически абсолютную власть над подданными.
Над воротами раньше висела плеть, символизирующая силу и безграничную власть эмира.

Последний бухарский эмир генерал-лейтенант российской армии Алим-хан (1880-1943) занял трон отца в тридцать лет. При Российском императорском дворе он имел титул “светлости” и стоял по рангу выше великих князей. В 1920 году Алим-хан был свергнут в результате бухарской “революции”, осуществлённой при участии Красной Армии. Эмир бежал в Афганистан, где более двадцати лет находился в качестве почётного пленника при дворе афганского эмира.

Древнейшая сохранившаяся бухарская мечеть Магоки-Аттари.
В раннем средневековье здесь за южными воротами Аттарон располагался культовый языческий центр с храмом огнепоклонников.
Арабы, захватив Бухару, основали на месте этого храма одну из первых мечетей.
В 1930 г. под наслоениями грунта был открыт южный портал мечети с уникальной орнаментальной кирпичной кладкой и архаичными орнаментами резной майолики. Этот портал XII в. считается одним из наиболее совершенных произведений бухарского зодчества.

Медресе Улугбека
Первое из трёх медресе, построенных внуком Амира Темура Улугбеком (ум. 1449), было медресе в Бухаре. Другие два построены в Самарканде и Гиждуване. Строительство медресе (духовного училища) завершилось в 1420г. Здание имеет два этажа худжр (комнат для проживания учеников), учебные аудитории и мечеть.
Фасад выделен порталом, двухъярусными лоджиями и угловыми башенками.
Первоначально медресе имело четыре купола и четыре минарета по углам.
В 1585 г. на фасады при реставрации была нанесена майоликовая облицовка. Медресе примечательно надписью на входной двери:
“Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки”.

Средневековая Бухара была крупным торговым городом, принимавшим купцов из всех районов Средней Азии, Ирана и Индии, России и Китая. Торговый статус Бухары отразился на планировке и застройке города. Большие улицы в центре выполняли роль базаров, на каждом из которых продавался определённый вид товара. Для их благоустройства на площадях и перекрёстках улиц возводились сложные многосводчатые купольные сооружения, получившие название “ток” – арка, свод. Сохранились три таких сооружения: купол ювелиров, купол менял и купол продавцов головных уборов.
Эти купола-“токи”, построенные в XV-XVI вв., перекрывали пересечение улиц, направляли движение, разгружая основную магистраль и организуя торговлю.
В них вокруг центрального пространства под куполом размещались торговые лавки и мастерские.

Милая девушка любезно демонстрирует, что носили городские жительницы до начала XX века.

По городу надо гулять несколько дней, чтобы проникнуться многообразием его жизни и ароматов. В этом посте я собрал в основном “парадную” часть города. Надеюсь показать Вам в отдельном посте, как живут простые люди, а пока продолжим прогулки по историческим достопримечательностям.

Действующее медресе Мири-Араб – одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоёванных племянником Шейбани-хана Убайдаллах-ханом (ум. 1539). Хан передал их своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири-Арабу (“Князю арабов”), родом из Йемена.

Минарет Калян (Великий) – главный символ Благородной Бухары.
С его вершины призывали мусульман города к молитве.
Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством Ислама.
У подножия минарета возник центральный ансамбль Бухары – Пои-Калян (“Подножие Великого”) Минарет Калян имеет форму круглой башки диаметром в основании 9 м и 6 м вверху. Внутри башни находится спиралеобразная лестница со 104 ступеньками. Высота минарета 45,6 м. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127г. мастером Бако.

Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.

Для того чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь на сайте.

Излюбленное туристическое место – Ляби Хауз (“берег бассейна”).
Красивая площадь с большим бассейном, дающим прохладу после жаркого дня, в окружении старых дерев с несколькими ресторанами под открытым небом и великолепной местной кухней.
Медресе ханского визиря Надира Диван-беги с фениксами на портале построено в начале 1600-х годов.

Мавзолей Саманидов

Мавзолей Саманидов был построен на рубеже IX-X веков. По преданию, основатель династии Исмаил Самани построил его для отца, а позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей Саманидов. Предположительно здесь погребён сам Самани (ум. 907г.), а также его внук Наср II ибн Ахмад (ум. 943г.), чьё имя было обнаружено на деревянной доске над входом.
За совершенство своих геометрических форм этот бухарский мавзолей признаётся шедевром мировой архитектуры. Он является наиболее древним строением Центральной Азии из жжёного кирпича.

Своей архитектурной формой мавзолей на тысячелетие вперёд задал праформу исламского мавзолея: куб, увенчанный куполом. В то же время в его декоре явно ощущаются традиции старой согдийской архитектуры: архаичные колонки в углах восьмигранника, цепочках “перлов” по карнизу, верхняя арочная галерея. В углах арочных входов в мавзолей расположен знак “динамического квадрата”, точно передающий архитектурный план мавзолея. Этот квадратный знак воплощает собой космограмму, аналогичную круглым буддийским мандалам.

Чашма-Аюб относится к почитаемым “местам следа”, оставленными святыми.
По преданию, здесь проходил библейский пророк Иов (Аюб), от удара посоха которого появился колодец (“чашма”). Вода его до сегодняшнего дня сохраняет чистоту и считается целебной. Согласно преданиям, культовая постройка существовала в этом месте уже в XII в. Надпись над входом указывает, что это здание было построено во время правления Амира Темура.

Маленькое затерявшееся в старых городских кварталах оригинальное медресе Чор-Минор (“четыре минарета”)

Мечеть Боло-Хауз с расписным потолком и деревянными колоннами, сращенными из двух стволов и украшенные сталактитовыми капителями.

В Бухаре очень много шедевров архитектуры разных веков
Можно долго ходить и смотреть вокруг. Всё в прекрасном состоянии, отреставрировано с помощью Российских специалистов во времена СССР.

Все мы гости в этом мире