7 простых правил, которые сделают тебя отличным оратором

Мaртин Лютeр Кинг вo врeмя свoeй знaмeнитoй речи «У меня есть мечта».

Человеку свойственно рассказывать и слушать потрясающие истории. Как обнаружил нейроэкономист Пол Зак, когда ты рассказываешь историю, в мозгах твои слушателей выделяется гормон привязанности окситоцин.


И это не удивительно. В конце концов, истории могут воодушевлять на революции. Сблизивший двоих незнакомых людей рассказ может стать причиной дружбы или даже любви. Хорошая история может способствовать продвижению по службе.

Это интересно
Искусство общения: 6 трюков оратора

Но что именно делает историю потрясающей? Такой, что вызовет всплеск окситоцина у всех слушателей? Как стать фантастическим рассказчиком? Дело не только в драматических паузах и кульминационных пунктах. Вот 7 советов, которые помогут тебе прокачать свои ораторские навыки:

1. Определи цель рассказа

Сначала пойми, к чему ты ведешь рассказ. Затем разработай лучший способ проиллюстрировать эту цель. Именно так делает комик Кевин Эллисон. «Ты ведь не замахиваешься клюшкой для гольфа, пока не посмотришь, где лунка», — говорит он. Прежде, чем открыть рот, задай себе вопрос: зачем ты рассказываешь эту историю этим конкретным людям? Целью должно быть то, что найдет отклик у этих людей. Будь они твоими коллегами, родственниками или друзьями, если суть для них не важна, то и рассказ не будет им интересен.

2. Будь собой

Комик и оратор Си Уилли Майлс советует не пытаться быть слишком смешным или слишком драматичным. Дело в том, что твои слушатели во время рассказа будут автоматически пытаться представить себя на твоем месте. Если у них это получится, то рассказ вовлечет их. По данным ученых из Принстонского университета, если слушатель оказывается эмоционально вовлеченным в историю, активность его мозга возрастает в унисон с активностью мозга рассказчика.

Это интересно
Как уверенно выступать перед толпой

3. Нагнетай напряжение

Как говорит директор Клуба рассказчиков при Стэнфордском университете Джона Уиллинганц, любая хорошая история должна заставлять слушателей переживать. Это может быть рассказ о прогулке ночью в опасном районе или о сложных отношениях с женой. По его словам, самые впечатляющие истории содержат и внешние (например, драка) и внутренние (например, борьба с вредной привычкой) конфликты.

4. Будь благодарен слушателям

Эллисон советует демонстрировать много эмоций. Счастье, грусть, воодушевление, гнев или страх говорят слушателям о правдивости твоей истории. Кроме того, эмоции сильнее вовлекают их в рассказ. Помнишь, как отец застукал тебя с порножурналом, когда ты был подростком? Попробуй одарить своих слушателей такой же угрожающей гримасой. Если не сработает, обратись к ним напрямую: «Вы ведь понимаете, о чем я?» или «Можете представить себя на моем месте?»

Это интересно
Все. шутишь

5. Будь уникален

Преврати свой рассказ в сценарий фильма, который постепенно раскрывает происходящее перед аудиторией. Если тебе нужно сообщить какую-то конкретную информацию, облеки ее в занимательную историю. Цифры в твоем повествовании никто не запомнит, гораздо важнее — оригинальное содержание.

6. Сократи объем

Майлс советует сделать рассказ максимально лаконичным. Отбрось все второстепенные детали, которые не приближают тебя к цели. Оставь только те детали, что подчеркивают главную идею рассказа. И не забывай считывать реакцию слушателей. Если никто не улыбается и не кивает, значит, скорее всего, ты утопил аудиторию в излишних деталях. Тщательней выбирай слова: по данным Journal of Neuropathology and Experimental Neurology, хоть смачные словечки и важны в любом рассказе, наш мозг склонен игнорировать определенные клише, так что лучше не прибегать к подобным оборотам.

7. Спаси провальный рассказ

Жестокая правда: несмотря на все эти советы, иногда рассказ никому не нравится, и ты выглядишь не ахти. Как сохранить лицо? По словам Майлса, нет ничего эффективнее самоиронии. Как обнаружили ученые из Университета Сиэтла, это добавляет тебе очарования и демонстрирует твое чувство юмора, которое, как известно, присуще исключительно умным парням. Скажи что-нибудь вроде: «Похоже, друзья, мне надо было закончить этот рассказ на третьем часу, как только заснули первые слушатели».