Экспeрт:
Aндрeй Лeгoшин
Зaмeститeль дирeктoрa Дeпaртaмeнтa пoжaрнo-спaсaтeльныx сил, спeциaльнoй пoжaрнoй oxрaны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса
1. Следи за водителем, не клонит ли его в сон
Если сидишь в передней части салона, следи сам; если расположился далеко, попроси следить коллегу-пассажира. На длинных перегонах (500 км и более) в автобусе должен быть водитель-сменщик. Если его нет — это дополнительный повод напрячься и, может быть, даже отменить поездку.
2. Пристегнись
Конечно, если в туристическом автобусе есть ремни безопасности для пассажиров. И постарайся не отвлекаться от происходящего на дороге во время прохождения опасных участков.
3. Не гонись за впечатлениями
Передние кресла правого ряда по ходу движения, с которых «лучше всего видно», опасны. В случае лобового столкновения пассажир вылетает прямиком через переднее стекло. Однако в исключительных случаях этот полет может сыграть тебе на руку, как это произошло 20 ноября 2010 года в Египте с немецким туристом Хансом Геером: после аварии он покинул автобус именно таким образом, тот меж тем перевернулся, 9 пассажиров погибли. Геер отделался ссадинами.
Факт
Человеческий фактор, скорее всего, стал причиной катастрофы 13 марта 2012 года в Швейцарии. Недалеко от города Сьер туристический автобус, перевозивший школьников, врезался в карман безопасности подземного тоннеля. По одной из версий, водитель отвлекся на несколько секунд от дороги, чтобы вставить диск в DVD-проигрыватель. Удар был настолько сильным, что многих пассажиров сорвало с места вместе с креслами; передняя часть автобуса представляла собой сплошное месиво из тел и металла. Погибли 28 человек, в том числе 22 ребенка.
4. Не шляйся по салону
«Ты стоишь, салон переворачивается — ты, скорее всего, сломаешь шею, — радует обещаниями Андрей Легошин. — А у сидящего и сгруппировавшегося человека остается пусть и ничтожный, но все же шанс остаться невредимым даже при падении в пропасть».
Статистика риска
1 труп на каждые 5 млн проданных билетов — таков средний по миру уровень смертности при междугородних автобусных перевозках.
5. Видя, что катастрофа неизбежна, прими правильное положение
Наклонись вперед, положи скрещенные руки на спинку переднего кресла и прижмись к ним лбом. Не надо сгибаться, как в самолете, — при лобовом ударе твоя макушка въедет в спинку впереди стоящего кресла. Если же ты стоишь, то во время аварии постарайся сгруппироваться и упасть боком на пол или кресло. Не хватайся за поручень — практически наверняка заработаешь перелом или вывих, а недееспособная конечность серьезно уменьшит твои шансы на спасение.
6. Не стоит вместе со всеми бросаться к дверям — попадешь в давку
Лучше воспользуйся знакомой с детства рекомендацией: выдерни шнур и выдави стекло. Так до сих пор можно сделать практически в любом туристическом автобусе. Разбить стекло специальным молоточком, прикрепленным к стене салона, будет сложнее, потому что его там нет — во всем мире цивилизованные пассажиры почитают за особенную доблесть утащить в качестве сувенира этот совершенно бесполезный в быту предмет.
Факт
Зафиксированы примеры того, как водители автобусов, возивших туристов на экскурсии Хургада—Каир, неделями спали по 3-4 часа в сутки: старт от отеля в 4:30 утра, весь день на маршруте, вечером обратно, на следующий день — такой же сценарий. В Турции утомленные водители тоже становятся виновниками ДТП. Например, ранним утром 25 мая 2010 года прямо на дороге Алания—Памуккале погрузился в сон шофер, накануне просидевший 19 часов за баранкой; полет автобуса с высоты 15 м в реку Аксу стоил жизни ему и 16 российским туристам.
7. Если все же оказался у двери, открой ее с помощью аварийной кнопки
Если корпус автобуса не пострадал при падении, то это не должно составить труда. Единственная сложность — быстро обнаружить эту самую кнопку или рычаг аварийного открывания дверей. Ищи что-нибудь с надписью Emergency exit. В автобусах Mercedes кнопка, для примера, располагается в нижней части козырька над дверным проемом. Давить на нее нужно со страшной силой, она настроена так, чтобы не срабатывать от случайного нажатия.
8. «Если автобус упал в водоем и начал тонуть, не пытайся открывать двери и выбивать стекла
— скорее всего, тебе не даст сделать это внешнее давление воды, — советует Легошин. — А если все-таки удастся разбить окно, ты будешь немедленно убит о противоположную стену сокрушительным потоком. Дождись, пока вода заполнит салон автобуса, и тогда выбраться будет гораздо проще».
9. Выбравшись из автобуса, немедленно отходи на безопасное расстояние
Крушение часто сопровождается разливом топлива. И не вздумай нервно закурить, если не хочешь, чтобы об утечке солярки узнали по взметнувшемуся к облакам столбу пламени.
Живут же люди!
Самым счастливым клиентом транспортных компаний можно считать учителя музыки из Хорватии Фране Селака. Вот его биография.
В 1962 году поезд «Сараево—Дубровник», в котором ехал Селак, сошел с рельсов и рухнул в ледяную горную реку. 17 человек погибли, а Фране выплыл — со сломанной рукой и обморожениями, но живой. Годом позже в самолете DC-8, на котором Фране летел из Загреба в Риеку, внезапно открылась дверь: 20 человек вынесло из салона, погибли все, кроме Селака — он приземлился на стог сена. Еще через три года автобус, который вез Фране в город Сплит (учитель явно любил поездить), тоже упал в реку. Погибли четыре человека, Селак опять выплыл — на этот раз даже без переломов.
Немного поразмыслив, Селак решил впредь путешествовать только на собственном автомобиле. Думаете, ему это помогло? В 1970-м его машина взорвалась прямо на шоссе, но Селак успел выпрыгнуть за секунду до катастрофы. В 1973-м уже другой, новый автомобиль, тоже вспыхнул — Фране отделался сгоревшей шевелюрой (которая, впрочем, так и не восстановилась). Наконец, в 1996-м, когда Селак ехал на своем автомобиле по горной дороге, после очередного поворота он едва не столкнулся нос к носу с грузовиком ООН. Skoda учителя проломила дорожное ограждение, Селак в последний момент успел выпрыгнуть. После небольшого полета он приземлился на дерево, откуда смог проследить путь своей машины на дно горного ущелья — Skoda взорвалась в 90 м ниже хозяина.
Почему Селаку так везет и можно ли вообще назвать это везением — загадка. Но завершилась эта история красиво. В 2003 году 73-летний Фране выиграл в лотерею почти миллион долларов и купил себе остров, где нет и не может быть никаких грузовиков ООН — с тех пор транспортных новостей от бедняги не поступало.